Профессиональные стандарты

Интеллектуальная система развития уровня современности квалификаций,
персонализации образовательных траекторий развития в режиме - 24/360°

СКАЧАТЬ Полный профстандарт № 273 Дизайнер детской одежды и обуви

3

УТВЕРЖДЕН

приказом
Министерства

труда
и социальной защиты Российской
 Федерации

от
«4» декабря 2014 г. №974н

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ
СТАНДАРТ

Дизайнер
детской одежды и обуви

273

Регистрационный
номер

  1. Общие
    сведения

Дизайн
детской одежды и обуви

21.002

(наименование
вида профессиональной деятельности)

Код

Основная
цель вида профессиональной деятельности:

Проектирование,
конструирование и изготовление
детской одежды и обуви с учетом
требований безопасности, детской
возрастной физиологии и психологии,
в том числе пола и возраста, гигиены
детей, а также функциональных и
эстетических требований, включая
современные технологии и актуальные
стилистические тренды

Группа
занятий:

1239

Руководители
подразделений (служб), не вошедшие в
другие группы

34713

Дизайнеры

(код
ОКЗ
1)

(наименование)

(код
ОКЗ)

(наименование)

Отнесение
к видам экономической деятельности:

18

Производство
одежды; выделка и крашение меха

19

Производство
кожи, изделий из кожи и производство
обуви

(код
ОКВЭД
2)

(наименование
вида экономической деятельности)

  1. Описание
    трудовых функций, входящих в
    профессиональный стандарт

(функциональная
карта вида профессиональной деятельности)

Обобщенные
трудовые функции

Трудовые
функции

код

наименование

уровень
квалификации

наименование

код

уровень
(подуровень) квалификации

A

Выполнение
работ по созданию дизайна моделей/коллекций
детской одежды и обуви

5

Выполнение
работ по проведению предпроектных
дизайнерских исследований

A/01.5

5

Выполнение
работ по созданию и внедрению в
производство моделей/коллекций детской
одежды и обуви

A/02.5

5

B

Проведение
предпроектных дизайнерских исследований
по значимым для заказчика и потребителей
параметрам

6

Изучение
производственных и экономических
требований, предъявляемых к дизайну
детской одежды и обуви для реализации
проекта заказчика

B/01.6

6

Исследование
нужд, пожеланий и предпочтений
потребителей (детей и родителей),
предъявляемых к дизайну детской одежды
и обуви

B/02.6

6

Анализ
и прогнозирование дизайн-трендов
детской одежды и обуви

B/03.6

6

Оформление
результатов исследований и формирование
предложений о направлениях работ по
созданию моделей/коллекций детской
одежды и обуви

B/04.6

6

C

Создание
моделей/коллекций детской одежды и
обуви

6

Проектирование
модного визуального образа и стиля,
конструктивных решений новых сезонных,
тематических, ролевых моделей/коллекций
детской одежды и обуви

C/01.6

6

Конструирование
безопасных, удобных, функциональных,
практичных и эстетичных моделей/коллекций
детской одежды и обуви

C/02.6

6

Изготовление
и апробация экспериментальных моделей
(опытных образцов) детской одежды и
обуви

C/03.6

6

Модификация
и доработка существующих моделей/коллекций
детской одежды и обуви

C/04.6

6

D

Внедрение
в производство и контроль изготовления
моделей/коллекций детской одежды и
обуви

6

Техническое
моделирование и адаптация отобранных
моделей/коллекций детской одежды и
обуви к технологическому процессу
производства

D/01.6

6

Авторский
надзор и контроль изготовления опытной
партии изделий на соответствие
эталонному образцу

D/02.6

6

E

Руководство
работами по разработке моделей/коллекций
детской одежды и обуви

7

Планирование
разработки моделей/коллекций детской
одежды и обуви

E/01.7

7

Организация
работ по разработке моделей/коллекций
детской одежды и обуви

E/02.7

7

Контроль
разработки моделей/коллекций детской
одежды и обуви

E/03.7

7

III.
Характеристика обобщенных трудовых
функций

3.1.
Обобщенная трудовая функция

Наименование

Выполнение
работ по созданию дизайна моделей/коллекций
детской
одежды и обуви

Код

A

Уровень
квалификации

5

Происхождение
обобщенной трудовой функции

Оригинал

X

Заимствовано
из оригинала

Код
оригинала

Регистрационный
номер профессионального стандарта

Возможные
наименования
должностей

Помощник/ассистент
модельера-конструктора

Помощник/ассистент
дизайнера-модельера

Помощник/ассистент
дизайнера детской одежды

Помощник/ассистент
дизайнера детской обуви

Помощник/ассистент
дизайнера-конструктора детской обуви

Помощник/ассистент
дизайнера-конструктора

детской
одежды

Помощник/ассистент
дизайнера-конструктора

Требования
к образованию и обучению

Среднее
профессиональное образование –
программы подготовки специалистов
среднего звена

Требования
к опыту практической работы

Особые
условия допуска к работе

Дополнительные
характеристики

Наименование
документа

Код

Наименование
базовой группы, должности (профессии)
или специальности

ОКЗ

3471

Дизайнеры

ЕКС

Художник-конструктор
(дизайнер)

ОКСО

260903

Моделирование
и конструирование швейных изделий

260907

Моделирование
и конструирование изделий из кожи

260909

Моделирование
и конструирование изделий из меха

3.1.1.
Трудовая функция

Наименование

Выполнение
работ по проведению предпроектных
дизайнерских исследований

Код

A/01.5

Уровень
(подуровень) квалификации

5

Происхождение
трудовой функции

Оригинал

X

Заимствовано
из оригинала

Код
оригинала

Регистрационный
номер профессионального стандарта

Трудовые
действия

Подбор
отчетов о дизайнерских, маркетинговых,
социальных и научных исследованиях
о рынке индустрии детской одежды и
обуви

Мониторинг
существующих аналогов моделей/коллекций
и лучших мировых образцов дизайна
детской одежды и обуви

Визуализация
идей, подготовка

презентационных
материалов дизайнера вручную или с
помощью систем автоматизированного
проектирования (САПР)

Оформление
отчетов и презентационных материалов
о дизайнерских исследованиях

Необходимые
умения

Выбирать
и систематизировать информацию по
теме проектного задания

Визуализировать
идею в художественно-графическом
виде

Редактировать
отчетную документацию

Необходимые
знания

Источники
и современные технологии сбора
информации для дизайнерских исследований

Основные
приемы и методы художественно-графических
работ

Компьютерные
программы, предназначенные для
визуализации

Категориально-понятийный
аппарат дизайнерской деятельности

Требования,
предъявляемые к разработке и оформлению
эскизов, презентаций и отчетной
документации

Другие
характеристики

3.1.2.
Трудовая функция

Наименование

Выполнение
работ по созданию и внедрению в
производство моделей/коллекций
детской одежды и обуви

Код

A/02.5

Уровень
(подуровень) квалификации

5

Происхождение
трудовой функции

Оригинал

X

Заимствовано
из оригинала

Код
оригинала

Регистрационный
номер профессионального стандарта

Трудовые
действия

Проработка
(уточнение и корректировка) художественных
и технических эскизов и чертежей

Формирование
актуального ассортимента коллекции
тканей, фурнитуры, прикладных
материалов, деталей внешнего оформления,
аксессуаров

Отрисовка
моделей детской одежды и обуви для
рабочего каталога

Ведение
коллекций в графических редакторах
верстки

Отработка
конструкций одежды (опытных и эталонных
образцов) и контроль их изготовления

Выполнение
необходимых расчетов для разработки
конструкции изделия

Устранение
незначительных конструктивных и
технологических дефектов образцов/моделей
детской одежды и обуви

Проработка
рабочих чертежей

Частичная
разработка и оформление комплекта
сопроводительных документов и
презентационных материалов к
создаваемым моделям/коллекциям
детской одежды и обуви

Необходимые
умения

Рисовать
от руки, создавать и прорабатывать
эскизы различными приемами и способами

Визуализировать
модели/коллекции детской одежды и
обуви в двухмерной и трехмерной
графике

Прорабатывать
конструкторско-техническую документацию
для детей различных возрастных групп

Рассчитывать
конструкцию изделия по определенным
критериям

Необходимые
знания

Основные
приемы и методы художественно-графических
работ

Основы
конструирования, технического
моделирования, технологий обработки
материалов

Компьютерные
программы, предназначенные для
моделирования и визуализации

Требования,
предъявляемые к разработке и оформлению
эскизов, художественных концепций и
конструкторско-технологической
документации новых моделей/коллекций

детской
одежды и обуви

Другие
характеристики

3.2.
Обобщенная трудовая функция

Наименование

Проведение
предпроектных дизайнерских исследований
по значимым для заказчика и потребителей
параметрам

Код

B

Уровень
квалификации

6

Происхождение
обобщенной трудовой функции

Оригинал

X

Заимствовано
из оригинала

Код
оригинала

Регистрационный
номер профессионального стандарта

Возможные
наименования должностей

Модельер-конструктор

Дизайнер
детской одежды

Дизайнер
детской обуви

Дизайнер-конструктор
детской обуви

Дизайнер-конструктор
детской одежды

Требования
к образованию и обучению

Высшее
образование – бакалавриат, в
исключительных случаях среднее
профессиональное образование –
программы подготовки специалистов
среднего звена

Дополнительное
образование по дизайну детской одежды
и обуви или психологии и физиологии
детей (повышение квалификации)

Требования
к опыту практической работы

При
наличии высшего образования требования
к опыту работы не предъявляются, при
наличии среднего профессионального
образования стаж работы в должностях
5-го уровня квалификации не менее трех
лет

Особые
условия допуска к работе

Дополнительные
характеристики

Наименование
документа

Код

Наименование
базовой группы, должности (профессии)
или специальности

ОКЗ

3471

Дизайнеры

ЕКС

Художник-конструктор
(дизайнер)

ОКСО

260903

Моделирование
и конструирование швейных изделий

260907

Моделирование
и конструирование изделий из кожи

260909

Моделирование
и конструирование изделий из меха

070600.62

Бакалавр
дизайна

070601.65

Дизайнер
(промышленный дизайн)

Дизайнер
(дизайн костюма)

070602.52

Дизайнер

3.2.1.
Трудовая функция

Наименование

Изучение
производственных и экономических
требований, предъявляемых к дизайну
детской одежды и обуви для реализации
проекта заказчика

Код

B/01.6

Уровень
(подуровень) квалификации

6

Происхождение
трудовой функции

Оригинал

X

Заимствовано
из оригинала

Код
оригинала

Регистрационный
номер профессионального стандарта

Трудовые
действия

Выявление
бизнес-задач заказчика, которые должны
быть решены с выведением на рынок
планируемых к разработке моделей/коллекций
детской одежды и обуви, или инициативная
постановка задач при отсутствии
заказчика

Изучение
специфики производимой

детской
одежды и обуви, а также рыночного,
производственного и технологического
потенциала предприятия-заказчика с
целью определения конструкторско-технологических
требований к планируемым к разработке
детской одежде и обуви

Изучение
требований к производственной
экономичности (затрат на изготовление
моделей/коллекций детской одежды и
обуви)

Уточнение
требований и пожеланий заказчика к
будущему продукту, запрос дополнительной
информации при необходимости

Необходимые
умения

Анализировать
информационные материалы, предоставляемые
заказчиком, и определять необходимость
запроса на дополнительные данные

Выстраивать
эффективные коммуникации с заказчиком

Необходимые
знания

Требования
к структуре и содержанию исходных
производственных и экономических
данных, необходимых для разработки
дизайна

детской
одежды и обуви

Критерии
оценки

потенциала
производства и материально-технической
базы

Другие
характеристики

3.2.2.
Трудовая функция

Наименование

Исследование
нужд, пожеланий и предпочтений
потребителей (детей и родителей),
предъявляемых к дизайну детской
одежды и обуви

Код

B/02.6

Уровень
(подуровень) квалификации

6

Происхождение
трудовой функции

Оригинал

X

Заимствовано
из оригинала

Код
оригинала

Регистрационный
номер профессионального стандарта

Трудовые
действия

Определение
половых и возрастных групп, для которых
будет предназначаться новая

детская
одежда и обувь

Определение
климатических особенностей и смены
времен года, а также культурных
особенностей в географическом регионе
размещения потенциальных потребителей
с целью определения утилитарно-практических
требований к детской одежде и обуви

Изучение
отчетов маркетинговых и социальных
исследований потребителей детской
одежды и обуви с целью анализа
удовлетворенности потребителей
рыночным ассортиментом детской одежды
и обуви, потребительских расходов на
покупку и эксплуатацию, а также нужд,
пожеланий и предпочтений потребителей,
предъявляемых к дизайну детской
одежды и обуви

Сравнение
индивидуальных вкусовых предпочтений
потребителей (детей и родителей) с
учетом пола и возраста детей, их
принципов формирования детского
гардероба, отношения к определенным
моделям/коллекциям детской одежды и
обуви, брендам, торговым маркам

Отслеживание
изменений законодательной и нормативной
базы, касающихся санитарно-эпидемиологических
и гигиенических требований к детской
одежде и обуви

Определение
и ранжирование значимых для потребителей
(детей и родителей) характеристик
детской одежды и обуви, исходя из
психофизиологических особенностей
возраста (интересов, особенностей
восприятия, уровня познавательного
развития и др.)

Необходимые
умения

Работать
с детской и родительской аудиторией,
а также психологами, педагогами,
социальными работниками и другими
специалистами, регулярно взаимодействующими
с детьми

Осуществлять
процедуры сбора, сортировки, анализа,
оценки и критического резюмирования
больших объемов информации, используемой
при принятии дизайнерских решений

Определять
существующие и потенциальные нужды
и предпочтения потребителей и

значимые
для них характеристики детской одежды
и обуви

Выявлять
факторы внешней среды, влияющие на
дизайн детской одежды и обуви

Работать
с нормативными документами и
законодательными актами, исследованиями
различного характера, содержащими
требования и рекомендации по детской
одежде и обуви

Необходимые
знания

Методы
проведения системно-комплексных
дизайнерских исследований

Технологии
и средства сбора и обработки данных,
необходимых для проведения дизайнерского
исследования

Основы
маркетинга, экономики, социологии и
культурологии

Российские
и международные требования безопасности
к детской одежде и обуви, в том числе
требования Всемирной торговой
организации (ВТО) и других международных
торговых союзов и объединений

Основы
возрастной психологии, физиологии,
гигиены детей

Современные
рекомендации педиатров, психологов,
физиологов, педагогов о безопасности,
функциональности, гигиеничности и
эстетичности

детской
одежды и обуви

Другие
характеристики

3.2.3.
Трудовая функция

Наименование

Анализ
и прогнозирование дизайн-трендов
детской одежды и обуви

Код

B/03.6

Уровень
(подуровень) квалификации

6

Происхождение
трудовой функции

Оригинал

X

Заимствовано
из оригинала

Код
оригинала

Регистрационный
номер профессионального стандарта

Трудовые
действия

Отслеживание
тенденций в сфере искусства, дизайна,
фотографии и в других областях,
оказывающих непосредственное влияние
на мировую индустрию детской моды

Проведение
всестороннего самостоятельного
анализа кратковременных и долговременных
технологических тенденций развития
и модных направлений дизайна детской
одежды и обуви или изучение исследований
организаций и специалистов, занимающихся
экспертным анализом и прогнозированием
модных тенденций, с учетом выявленных
нужд, пожеланий и предпочтений
потребителей и требований к детской
одежде и обуви

Проведение
ретроспективного анализа: оценка
темпа и характера стилистических и
технологических изменений

детской
одежды и обуви

Исследование
лучших мировых образцов дизайна
детской одежды и обуви с целью
определения факторов дизайна,
способствующих их успеху на рынке

Мониторинг
существующих аналогов моделей/коллекций

детской
одежды и обуви, выявление моделей с
наибольшим потенциалом продаж и
проведение их визуального, критического,
конструктивного и практического
анализа по выбранной системе критериев

Проведение
сравнительной оценки дизайна
моделей/коллекций детской одежды и
обуви бренда/торговой марки заказчика
с брендами/торговой маркой конкурентов

Необходимые
умения

Осуществлять
сбор, синтезирование и интерпретирование
различных источников по истории
искусств, моды и этнических культур,
современным модным тенденциям

Критически
оценивать эстетику, функциональность,
практичность, безопасность,
физиологичность модных коллекций и
брендов

детской
одежды и обуви с помощью методов
сравнительного визуального,
критического, конструктивного и
практического анализа дизайна детской
одежды и обуви

Запоминать
впечатления от дизайна (эмоциональная
и образная память)

Исследовать
и/или предвидеть будущие дизайн-тенденции
детской одежды и обуви

Необходимые
знания

Источники
информации для анализа и прогнозирования
дизайн-трендов

Критерии
оценки эстетичности, функциональности,
практичности, безопасности,
физиологичности детской одежды и
обуви

История
стилей, трендов в дизайне детской
одежды и обуви

Основы
маркетинговых стратегий и
бренд-менеджмента

Основы
педагогики, культурологии, социологии,
эргономики

Основы
возрастной психологии, физиологии,
гигиены детей

Другие
характеристики

3.2.4.
Трудовая функция

Наименование

Оформление
результатов исследований и формирование
предложений о направлениях работ по
созданию моделей/коллекций

детской
одежды и обуви

Код

B/04.6

Уровень
(подуровень) квалификации

6

Происхождение
трудовой функции

Оригинал

X

Заимствовано
из оригинала

Код
оригинала

Регистрационный
номер профессионального стандарта

Трудовые
действия

Интерпретация
результатов исследований и выявление
связи между ними

Подготовка
отчета, в том числе аналитических
записок и презентационных материалов,
содержащих материалы о проведенных
дизайнерских исследованиях с выводами
и предложениями по направлениям работ
в нескольких вариантах

Внесение
предложений по корректировке

дизайн-брифа/технического
задания

Необходимые
умения

Систематизировать,
обобщать и представлять полученные
данные

Владеть
логическими и интуитивными методами
поиска новых идей и решений

Адаптировать
тенденции моды согласно позиционированию
бренда заказчика

Формулировать
и
аргументировать
предложения в письменной и устной
форме

Необходимые
знания

Формы
учетных документов и порядок составления
отчетности

Категориально-понятийный
аппарат дизайнерской деятельности

Требования
к содержанию дизайн-брифа/технического
задания

Методики
поиска творческих идей

Другие
характеристики

3.3.
Обобщенная трудовая функция

Наименование

Создание
моделей/коллекций детской одежды и
обуви

Код

C

Уровень
квалификации

6

Происхождение
обобщенной трудовой функции

Оригинал

X

Заимствовано
из оригинала

Код
оригинала

Регистрационный
номер профессионального стандарта

Возможные
наименования должностей

Модельер-конструктор

Дизайнер-модельер

Дизайнер
детской одежды

Дизайнер
детской обуви

Дизайнер-конструктор
детской обуви

Дизайнер-конструктор
детской одежды

Требования
к образованию и обучению

Среднее
профессиональное образование –
программы подготовки специалистов
среднего звена

Высшее
образование – бакалавриат, в
исключительных случаях среднее
профессиональное образование –
программы подготовки специалистов
среднего звена

Дополнительное
образование по дизайну детской одежды
и обуви или психологии и физиологии
детей (повышение квалификации)

Требования
к опыту практической работы

При
наличии высшего образования требования
к опыту работы не предъявляются, при
наличии среднего профессионального
образования стаж работы в должностях
5-го уровня квалификации не менее трех
лет

Особые
условия допуска к работе

Дополнительные
характеристики

Наименование
документа

Код

Наименование
базовой группы, должности (профессии)
или специальности

ОКЗ

3471

Дизайнеры

ЕКС

Художник-конструктор
(дизайнер)

ОКСО

260903

Моделирование
и конструирование швейных изделий

260907

Моделирование
и конструирование изделий из кожи

260909

Моделирование
и конструирование изделий из меха

070600.62

Бакалавр
дизайна

070601.65

Дизайнер
(промышленный дизайн)

Дизайнер
(дизайн костюма)

070602.52

Дизайнер

3.3.1.
Трудовая функция

Наименование

Проектирование
модного визуального образа и стиля,
конструктивных решений новых сезонных,
тематических, ролевых моделей/коллекций
детской одежды и обуви

Код

C/01.6

Уровень
(подуровень) квалификации

6

Происхождение
трудовой функции

Оригинал

X

Заимствовано
из оригинала

Код
оригинала

Регистрационный
номер профессионального стандарта

Трудовые
действия

Выбор
области культуры, темы, сезона и роли,
которые станут основой модели/коллекции
детской одежды и обуви

Определение
форм, силуэтов, характера конструктивных
и декоративных линий, гармонии цветовых
сочетаний, размеров и форм деталей
новых моделей/коллекций детской
одежды и обуви, содействующих
эстетическому и этическому воспитанию
ребенка и его социальной адаптации
среди сверстников и взрослых в
соответствии с возрастными особенностями
телосложения, пропорциями фигуры,
полом ребенка и модными тенденциями

Разработка
первоначальной серии художественных
эскизов от руки или с помощью
компьютерных программ согласно
основным анатомическим точкам,
соответствующих основным чертам
будущих моделей/коллекций детских
одежды и обуви в соответствии с
поставленной задачей/ассортиментной
матрицей

Отбор
черновых эскизов, вариантов и передача
их на уточнение и корректировку

Разработка
требований и отбор из сформированного
ассортимента тканей, кожи, фурнитуры,
прикладных материалов, деталей
внешнего вида по цвету, текстуре и
качеству в соответствии с тенденциями
детской моды, требованиями удобства,
прочности, гигиеничности и безопасности
для детей, с учетом возрастных
особенностей восприятия величины,
цвета и форм предметов

Создание
презентационных планшетов и журналов
с эскизами

Обсуждение
вариантов моделей/коллекций детской
одежды и обуви с креативным
директором/заказчиком и внесение
корректировок

Выбор
оптимальных образов, стилей,
конструктивных решений

Подготовка
пояснительной записки, включающей
обоснование основной идеи проекта,
культурно-исторических предпосылок
эволюционного развития проектируемой
детской одежды и обуви, обоснование
формообразования, цветографической
концепции и стиля, описание преимуществ
по отношению к существующим аналогам

Необходимые
умения

Владеть
логическими и интуитивными методами
поиска новых идей и решений

Использовать
различные объекты и явления из жизни
в качестве источника вдохновения

Разбираться
в детских стилистических трендах и
следить за модными тенденциями

Вырабатывать
собственный стиль и разрабатывать
новые направления в детской моде,
формирующие и предвосхищающие будущие
потребности потребителей, с учетом
исторических, культурных и социальных
аспектов

Переводить
модные тенденции в коммерческие
концепции дизайна детской одежды и
обуви и новые образы с учетом требований
заказчиков и нужд потребителей на
несколько сезонов вперед

Создавать
и прорабатывать эскизы фигуры ребенка,
моделей одежды и обуви от руки и с
использованием графических редакторов

Воплощать
творческие замыслы в реальные модели
детской одежды и обуви

Свободно
оперировать пространственными
образами предметов, процессов и
явлений (объемно-пространственное
мышление)

Создавать
образ детской одежды и обуви по
словесному описанию

Разрабатывать
элементы брендов детской одежды и
обуви

Разрабатывать
новые целостные и выразительные
композиционные приемы решения

Создавать
единую гармоничную коллекцию,
обеспечивая стилевое единство
отдельных моделей и их деталей

Подбирать
и комбинировать цветовые гаммы,
фактуры, формы, материалы, фурнитуру,
аксессуары к моделям детской одежды
и обуви с учетом детской возрастной
физиологии и психологии, прогнозировать
свойства и качество готовых моделей
по их показателям

Визуализировать
модели/коллекции детской одежды и
обуви в двухмерной и трехмерной
графике

Уделять
внимание деталям конструктивных
решений

Необходимые
знания

Функции
детской одежды и обуви различных
половозрастных групп детей

Принципы,
подходы и средства системного
дизайн-проектирования детской одежды
и обуви как элемента и средства
эстетического и этического воспитания
детей

Стили
и направления дизайна детской одежды
и обуви

Методики
поиска творческих идей по созданию
моделей/коллекций детской одежды и
обуви и техники их реализации

Основные
приемы и методы художественно-графических
работ

Образно-пластическая
и орнаментально-конструктивная
структура детской обуви и детской
одежды, законы композиции и принципы
гармонизации объемных форм

Принципы
и методы конфекционирования материалов
с учетом особенностей проектирования,
изготовления и условий эксплуатации
моделей/коллекций детской одежды и
обуви

Анатомо-физиологические,
антропометрические и биомеханические
основы проектирования детской одежды
и обуви

Эргономические
и санитарно-гигиенические свойства
детской одежды и обуви

Российские
и международные требования безопасности
к детской одежде и обуви, в том числе
требования ВТО и других международных
торговых союзов и объединений

Компьютерные
программы, предназначенные для
моделирования визуализации детской
одежды и обуви

Требования,
предъявляемые к разработке и оформлению
эскизов и художественных концепций
новых моделей/коллекций детской
одежды и обуви

Другие
характеристики

3.3.2.
Трудовая функция

Наименование

Конструирование
безопасных, удобных, функциональных,
практичных и эстетичных моделей/коллекций
детской одежды и обуви

Код

C/02.6

Уровень
(подуровень) квалификации

6

Происхождение
трудовой функции

Оригинал

X

Заимствовано
из оригинала

Код
оригинала

Регистрационный
номер профессионального стандарта

Трудовые
действия

Разработка
конструкции модели детской одежды и
обуви, способствующей правильному
физиологическому и психологическому
развитию детского организма: построение
взаимного расположения и конфигурации
частей (деталей) и целого (всего
изделия)

Построение
внешних и внутренних деталей моделей
детской одежды и обуви

Перевод
художественных эскизов в технические
эскизы, содержащие четкую прорисовку
модельных особенностей, с сохранением
морфологических характеристик

Подбор
соответствующей базовой основы
изделия, уточнение или изменение
основы и перенос на нее модельных
особенностей

Проверка
правильности разработанной конструкции

Анализ
конструкции изделия на технологичность

Анализ
конструкции на соответствие требованиям
безопасности, детской возрастной
физиологии и психологии, гигиены
детей, функциональности и эстетики

Необходимые
умения

Рисовать
от руки, создавать и прорабатывать
эскизы различными приемами и способами

Владеть
разнообразными изобразительными и
техническими приемами и средствами,
графическими компьютерными программами
и автоматизированными программами
проектирования

Воплощать
творческие замыслы в реальные
конструкции детской одежды и обуви

Снимать
измерения детской фигуры и стопы и
строить размерную типологию

Разрабатывать
конструкции моделей/коллекций детской
одежды и обуви по эскизам как базовых
моделей, так и моделей, выполненных
по авторскому проекту и индивидуальным
меркам

Выбирать
оптимальные конструктивные и
композиционные решения для создания

безопасной,
удобной, функциональной, практичной
и эстетичной

детской
одежды и обуви

Создавать,
проектировать и манипулировать
шаблонами конструирования детской
одежды и обуви

Соединять
в целостной структуре и гармоничной
форме все необходимые свойства и
требования, предъявляемые к проектируемой
модели/коллекции детской одежды и
обуви

Необходимые
знания

Принципы,
подходы и средства системного
дизайн-проектирования типовых и
эксклюзивных моделей детской одежды
и обуви, способствующих правильному
физиологическому и психологическому
развитию детского организма

Основные
приемы и методы художественно-графических
работ

Архитектоника
объемных форм

Конструктивные,
технологические и экономические
особенности типов и видов моделей
детской одежды и обуви

Базовые
основы конструкций и способы их
трансформации

Способы
измерений детских фигур и стоп и
методики обработки их результатов

Прогрессивные
методы,
инструментарий и технологии
конструирования и анализа конструкций
при создании новых моделей/коллекций

детской
одежды и обуви

Компьютерный
дизайн моделей/коллекций детской
одежды и обуви

Анатомо-физиологические,
антропометрические и биомеханические
основы проектирования детской одежды
и обуви

Принципы
и методы конфекционирования материалов
с учетом особенностей проектирования,
изготовления и условий эксплуатации
моделей/коллекций детской одежды и
обуви

Эргономические
и санитарно-гигиенические свойства
детской одежды и обуви

Российские
и международные требования безопасности
к детской одежде и обуви, в том числе
требования ВТО и других международных
торговых союзов и объединений

Другие
характеристики

3.3.3.
Трудовая функция

Наименование

Изготовление
и апробация экспериментальных моделей
(опытных образцов) детской одежды и
обуви

Код

C/03.6

Уровень
(подуровень) квалификации

6

Происхождение
трудовой функции

Оригинал

X

Заимствовано
из оригинала

Код
оригинала

Регистрационный
номер профессионального стандарта

Трудовые
действия

Создание
совместно с технологом и конструктором
из дешевых материалов опытных образцов
моделей/коллекций детской одежды и
обуви, воплощающих замысел дизайнера

Тестирование/проведение
примерок моделей/коллекций детской
одежды и обуви на контрольных группах
потребителей (детях-моделях в
присутствии родителей)

Заказ
независимых экспертиз опытного
образца на соответствие требованиям
безопасности, детской возрастной
физиологии и психологии, гигиены
детей, функциональности и эстетики

Cоставление
замечаний и предложений по изменению
дизайна и конструкции образцов, в том
числе конструктивных и технологических
дефектов

Устранение
существенных конструктивных и
технологических дефектов

Создание
образцов моделей/коллекций

детской
одежды и обуви для

показов,
просмотров, обзоров и презентаций из
фактических материалов

Представление
моделей/коллекций

детской
одежды и обуви к показам, просмотрам,
обзорам и презентациям в целях
получения отзывов редакторов журналов
и представителей торговых организаций

Отбор
образцов, получивших хорошие отзывы,
для портфолио, производства и продажи
потребителям

Передача
законченного дизайн-проекта заказчику
для реализации на производстве

Необходимые
умения

Разрабатывать
опытный образец модели в команде с
конструктором и технологом

Работать
с детской и родительской аудиторией,
а также с психологами, педагогами,
социальными работниками и другими
специалистами, регулярно взаимодействующими
с детьми

Осуществлять
экономную раскладку деталей модели
на материалах

Оценивать
антропометрическое соответствие
разработанных моделей детской одежды
и обуви в статике и динамике

Находить
и устранять

конструктивные
и технологические дефекты

Готовить
и оформлять

показы,
просмотры, обзоры, презентации выставки
перспективных коллекций

Создавать
портфолио

Необходимые
знания

Правила
подготовки и проведения примерки и
устранения дефектов моделей/коллекций
детской одежды и обуви

Технологии
кроя деталей, пошива, формования,
соединения деталей, обработки и
отделки детской одежды и обуви из
различных материалов

Критерии
оценки опытных образцов детской
одежды и обуви

Требования
детской возрастной физиологии и
психологии, гигиены детей, предъявляемые
к
детской
одежде и обуви

Российские
и международные требования безопасности
к детской одежде и обуви, в том числе
требования ВТО и других международных
торговых союзов и объединений

Практические
аспекты презентации коллекции

Другие
характеристики

3.3.4.
Трудовая функция

Наименование

Модификация
и доработка существующих моделей/коллекций
детской одежды и обуви

Код

C/04.6

Уровень
(подуровень) квалификации

6

Происхождение
трудовой функции

Оригинал

X

Заимствовано
из оригинала

Код
оригинала

Регистрационный
номер профессионального стандарта

Трудовые
действия

Выявление
новых требований и пожеланий заказчика
к модификации детской одежды и обуви

Определение
современных требований к редизайну
с учетом изменения потребностей
потребителей, требований безопасности,
детской возрастной физиологии и
психологии, в том числе пола и возраста,
гигиены детей, функциональности и
эстетики, включая современные
технологии и модные тенденции, а также
появившиеся производственно-технологические
возможности и новые материалы

Проведение
анализа

существующих
моделей/коллекций
детской одежды и обуви на наличие
слабых мест и проблем

Внесение
предложений по изменению ассортимента,
улучшению качества, образа, конструкции
и т. п. детской одежды и обуви в
соответствии с новыми требованиями,
производственными возможностями и
новыми материалами

Внесение
изменений в дизайн моделей/коллекций

детской
одежды и обуви старого образца

Необходимые
умения

Находить
дизайнерские

решения,
усовершенствующие
продукт

Адаптировать
существующие модели/коллекции детской
одежды и обуви к новым требованиям

Свободно
оперировать пространственными
образами предметов, процессов и
явлений (объемно-пространственное
мышление)

Владеть
разнообразными изобразительными и
техническими приемами и средствами,
графическими компьютерными программами
и программами моделирования

Исследовать
и/или предвидеть актуальные
стилистические тренды и технологические
тенденции детской одежды и обуви

Необходимые
знания

Источники
информации для анализа и прогнозирования
дизайн-трендов

Основные
современные
требования
к

процессу
проектирования
детской
одежды и обуви

(
функциональные,
техникоконструктивные,
эргономические,
эстетические),
средства и методы повышения этих
параметров

Дизайнерские
и технологические тренды, тенденции
совершенствования
моделей/коллекций
детской одежды и обуви

Знание
передовых технологий, материалов и
производственных возможностей

Анатомо-физиологические,
антропометрические и биомеханические
основы проектирования детской одежды
и обуви

Эргономические
и санитарно-гигиенические свойства
детской одежды и обуви

Российские
и международные требования безопасности
к детской одежде и обуви, в том числе
требования ВТО и других международных
торговых союзов и объединений

Другие
характеристики

3.4.
Обобщенная трудовая функция

Наименование

Внедрение
в производство и контроль изготовления
моделей/коллекций детской одежды и
обуви

Код

D

Уровень
квалификации

6

Происхождение
обобщенной трудовой функции

Оригинал

X

Заимствовано
из оригинала

Код
оригинала

Регистрационный
номер профессионального стандарта

Возможные
наименования должностей

Модельер-конструктор

Дизайнер-модельер

Дизайнер
детской одежды

Дизайнер
детской обуви

Дизайнер-конструктор
детской обуви

Дизайнер-конструктор
детской одежды

Требования
к образованию и обучению

Высшее
образование – бакалавриат, в
исключительных случаях среднее
профессиональное образование –
программы подготовки специалистов
среднего звена

Дополнительное
образование по дизайну детской одежды
и обуви или психологии и физиологии
детей (повышение квалификации)

Требования
к опыту практической работы

При
наличии высшего образования требования
к опыту работы не предъявляются, при
наличии среднего профессионального
образования стаж работы в должностях
5-го уровня квалификации не менее трех
лет

Особые
условия допуска к работе

Дополнительные
характеристики

Наименование
документа

Код

Наименование
базовой группы, должности (профессии)
или специальности

ОКЗ

3471

Дизайнеры

ЕКС

Художник-конструктор
(дизайнер)

ОКСО

260903

Моделирование
и конструирование швейных изделий

260907

Моделирование
и конструирование изделий из кожи

260909

Моделирование
и конструирование изделий из меха

070600.62

Бакалавр
дизайна

070601.65

Дизайнер
(промышленный дизайн)

Дизайнер
(дизайн костюма)

070602.52

Дизайнер

3.4.1.
Трудовая функция

Наименование

Техническое
моделирование и адаптация отобранных
моделей/коллекций детской одежды и
обуви к технологическому процессу
производства

Код

D/01.6

Уровень
(подуровень) квалификации

6

Происхождение
трудовой функции

Оригинал

X

Заимствовано
из оригинала

Код
оригинала

Регистрационный
номер профессионального стандарта

Трудовые
действия

Определение
технологической последовательности
изготовления

Совместно
с конструкторами и технологами
производства определение элементов
моделей/коллекций детской одежды и
обуви, нуждающихся в корректировке
в соответствии с требованиями
технологического процесса

Внесение
необходимых изменений для серийного
(массового) производства с учетом
материалов и оборудования

Внесение
предложений по модификации
производственных технологий и
оборудования

Разработка
чертежей или лекал образца детской
одежды/обувных колодок по базовой
модели или ее графическому изображению
и техническое размножение на все
размеры совместно с конструктором и
технологом производства

Проектирование
пресс-форм детской обуви

Координирование
и согласование рабочей документации
в процессе ее совместной разработки
с конструкторами и технологами

Создание
и утверждение промышленного (эталонного)
образца

Разработка
рекомендаций и постановка технических
заданий для производства по серийному
выпуску детской одежды и обуви

Необходимые
умения

Адаптировать
проект к требованиям технологического
процесса

Разрабатывать
конструкторско-техническую документацию
для детей различных возрастных групп

Выстраивать
эффективные коммуникации с конструкторами
и технологами

Необходимые
знания

Процедуры
и технологии конструкторско-технологической
подготовки производства

Технологическая
последовательность изготовления
различных видов детской одежды и
обуви

Общие
характеристики оборудования и
приспособлений, использующихся в
конкретном производстве

Промышленные
требования к детской одежде и обуви
и оформлению проектной документации.

Основы
профессиональной терминологии
конструкторов, технологов и инженеров

Методы
технического моделирования детской
одежды и обуви

Требования,
предъявляемые к разработке и оформлению
конструкторско-технологической
документации

Другие
характеристики

3.4.2.
Трудовая функция

Наименование

Авторский
надзор и контроль изготовления опытной
партии изделий на соответствие
эталонному образцу

Код

D/02.6

Уровень
(подуровень) квалификации

6

Происхождение
трудовой функции

Оригинал

X

Заимствовано
из оригинала

Код
оригинала

Регистрационный
номер профессионального стандарта

Трудовые
действия

Контроль
правильности выполнения рабочих
операций

Контроль
качества и соответствия внешнего
вида образцов эталонному образцу

Проведение
постоянного мониторинга и контроля
выполнения требований дизайн-проекта
(проведение
измерений, дизайнерских исследований,
дизайн-анализа) с целью предупреждения
или корректировки возможных изменений
определенных параметров эталонного
образца моделей/коллекций детской
одежды и обуви при серийном производстве

Принятие
оперативных решений при возникновении
отклонений от промышленного (эталонного)
образца

Консультирование
заказчика и его сотрудников по всем
возникающим вопросам, касающихся
дизайна переданных в производство

моделей/коллекций
детской одежды и обуви

Согласование
изменений/дополнений в проектные
решения

Подготовка
материалов по отличительным особенностям
дизайнерских решений для проведения
работ по стандартизации и сертификации
изделий

Необходимые
умения

Контролировать
и инспектировать изготовление
моделей/коллекций детской одежды и
обуви

Оценивать
уровень качества изготовления детской
одежды и обуви

Предвидеть,
предупреждать возможные причины
отклонений

Предпринимать
корректирующие действия

Необходимые
знания

Принципы
и методы организации производственного
процесса

Процедуры
и методы авторского дизайнерского
контроля изготовления

Порядок
проведения
дизайнерской
и независимых

экспертиз
моделей/коллекций
детской
одежды и обуви
,
критерии
эстетической
и качественной
оценки
моделей/коллекций
детской одежды и обуви

Порядок
стандартизации
и сертификации

качества
моделей/коллекций детской одежды и
обуви

Другие
характеристики

3.5.
Обобщенная трудовая функция

Наименование

Руководство
работами по разработке моделей/коллекций
детской одежды и обуви

Код

E

Уровень
квалификации

7

Происхождение
обобщенной трудовой функции

Оригинал

X

Заимствовано
из оригинала

Код
оригинала

Регистрационный
номер профессионального стандарта

Возможные
наименования должностей

Креативный
директор

Арт-директор

Старший
дизайнер-конструктор

Руководитель
отдела дизайна

Руководитель
дизайн-проектов

Требования
к образованию и обучению

Высшее
образование – бакалавриат

Дополнительное
образование по дизайну детской одежды
и обуви или психологии и физиологии
детей (повышение квалификации)

Дополнительное
образование по менеджменту (повышение
квалификации или профессиональная
переподготовка или магистратура или
второе высшее образование)

Требования
к опыту практической работы

Не
менее 3 лет в должностях 6-го уровня
квалификации

Особые
условия допуска к работе

Дополнительные
характеристики

Наименование
документа

Код

Наименование
базовой группы, должности (профессии)
или специальности

ОКЗ

1239

Руководители
подразделений (служб), не вошедшие в
другие группы

3471

Дизайнеры

ЕКС

Художник-конструктор
(дизайнер)

ОКСО

070600.62

Бакалавр
дизайна

070601.65

Дизайнер
(промышленный дизайн)

Дизайнер
(дизайн костюма)

070602.52

Дизайнер

3.5.1.
Трудовая функция

Наименование

Планирование
разработки моделей/коллекций

детской
одежды и обуви

Код

E/01.7

Уровень
(подуровень) квалификации

7

Происхождение
трудовой функции

Оригинал

X

Заимствовано
из оригинала

Код
оригинала

Регистрационный
номер профессионального стандарта

Трудовые
действия

Формулирование
и согласование с заказчиком целей и
задач разработки моделей/коллекций
детской одежды и обуви и сроков их
достижения

Разработка
дизайн-стратегий

Планирование
коллекции детской одежды и обуви:
определение количества моделей с
учетом политики цен заказчика, методов
распределения, количества коллекций,
выпускаемых в год, и т. п.

Определение
состава, сроков и стоимости разработки
дизайна детской одежды и обуви в
зависимости от условий заказа и
согласование их с заказчиком

Определение
основных этапов работ, сфер
ответственности, крайних сроков для
своей команды и для команды клиента

Проведение
совещаний с участниками проекта с
целью учета всех деталей при планировании

Необходимые
умения

Ставить
и решать задачи с позиций системного
подхода

Систематизировать
информацию для достижения поставленных
целей и задач

Определять
порядок
выполнения
отдельных работ по разработке
моделей/коллекций детской одежды и
обуви в порядке их важности

Предвидеть
перспективу развития моделей/коллекций
детской одежды и обуви в будущем

Оценивать
последствия предпринимаемых действий

Систематизировать
и распределять действия подчиненных

Необходимые
знания

Специализированые
программы планирования

Основы
бухучета и финансового планирования

Основы
ведения творческой проектной
деятельности

Методы
тайм-менеджмента

Методы
и механизмы планирования процессов
разработки моделей/коллекций детской
одежды и обуви

Особенности
дизайнерской деятельности в индустрии
товаров и услуг для детей

Функциональные
обязанности сотрудников творческого
коллектива/структурного
подразделения/организации

Другие
характеристики

3.5.2.
Трудовая функция

Наименование

Организация
работ по разработке моделей/коллекций
детской одежды и обуви

Код

E/02.7

Уровень
(подуровень) квалификации

7

Происхождение
трудовой функции

Оригинал

X

Заимствовано
из оригинала

Код
оригинала

Регистрационный
номер профессионального стандарта

Трудовые
действия

Прием
заказов на разработку и реализацию
детской одежды и обуви

Определение
комплекса дизайнерских функций и
содержательное наполнение каждой из
них

Объяснение
специалистам основной идеи, цели и
задач проекта и основных направлений
его реализации

Распределение
работ среди структурных подразделений
и членов команды, закрепление их в
соответствующих должностных инструкциях

Определение
функциональных связей между
сотрудниками, реализующими дизайнерские
функции

Создание
систем взаимодействия специалистов,
отвечающих за дизайн, с другими
специалистами организации, обеспечение
координации дизайнерской и других
функциональных сфер деятельности
организации (межфункциональных
связей)

Оценка
дизайнерских достоинств и потенциала
творческих проектных идей

Управление
бюджетом разработки моделей/коллекций
детской одежды и обуви

Выбор
и организация работ с подрядчиками,
поставщиками и другими сторонними
организациями, привлекаемыми к
разработке моделей/коллекций детской
одежды и обуви

Управление
рисками дизайн-проекта

Создание
новых методов, процессов создания
дизайна детской одежды и обуви

Контроль
над обеспечением материалами,
инструментами, техническими средствами

Юридическое
обеспечение дизайн-процесса

разработки
моделей/коллекций детской одежды и
обуви

Организация
показов и выставок моделей/коллекций
детской одежды и обуви

Необходимые
умения

Понимать
и анализировать современные концепции
организации дизайнерской деятельности,
быть готовым к их применению

Формировать
и управлять творческим коллективом
и комплексными дизайн-проектами

Использовать
основные теории мотивации и лидерства
для решения управленческих задач

Организовывать
конструктивное межличностное
взаимодействие

Владеть
методами и навыками постановки задач
и обеспечения их решения путем
организации конструктивного
сотрудничества руководителей,
специалистов и исполнителей

Принимать
организационно-управленческие
решения, предварительно оценивать
последствия различных вариантов,
нести ответственность за их реализацию

Применять
информационные технологии для решения
управленческих задач

Разрабатывать
и реализовывать мероприятия,
направленные на улучшение творческого
процесса

Консультировать
по вопросам создания дизайна детской
одежды и обуви

Необходимые
знания

Дизайн-менеджмент
в индустрии детской одежды и обуви

Особенности
законодательного
регулирования
индустрии
товаров
и
услуг
для
детей

Правила
и
нормы
по
охране
труда,
гражданское

и патентное право

Управленческая
структура организации: функции и
распределение их структуры (иерархия
должностей и лиц), процессы и процедура
управления творческим процессом

Методы
проектной работы на базе подходов
дизайн-менеджмента, креативного
менеджмента и дизайн-мышления

Детская
возрастная физиология и психология,
в том числе пола и возраста

Гигиена
детей

Системы
сертификации
и
лицензирования
детской
одежды и обуви

Основы
ведения проектной деятельности

Другие
характеристики


3.5.3.
Трудовая функция

Наименование

Контроль
разработки моделей/коллекций

детской
одежды и обуви

Код

E/03.7

Уровень
(подуровень) квалификации

7

Происхождение
трудовой функции

Оригинал

X

Заимствовано
из оригинала

Код
оригинала

Регистрационный
номер профессионального стандарта

Трудовые
действия

Формирование
ключевых показателей эффективности
дизайнерской деятельности

Проведение
регулярного мониторинга разработки
моделей/коллекций детской одежды и
обуви

Определение
контрольных показателей, мероприятий,
промежуточных этапов контроля,
масштабов допустимых отклонений

Анализ
результатов и их сопоставление с
поставленными целями и задачами

Анализ
соответствия разрабатываемых
моделей/коллекций детской одежды и
обуви потребностям целевых групп
потребителей (детей, родителей) и
требованиям заказчика

Сопоставление
реальных результатов с контрольными
показателями

Контроль
и разрешение проблемных ситуаций

Контроль
исполнения договорных отношений с
подрядчиками и другими сторонними
организациями

Оценка
эффективности дизайна и успеха
разработанных моделей/коллекций
детской одежды и обуви

Определение
необходимых корректирующих действий
и разработка мер по повышению
эффективности

Необходимые
умения

Контролировать
процесс выполнения работ

Работать
с нормативными документами и
законодательными актами

Разрабатывать
процедуры и методы контроля

Проводить
мониторинг и анализ дизайнерской
деятельности и использовать его
результаты для подготовки управленческих
решений

Оценивать
усилия сотрудников по достижению
поставленных им задач

Необходимые
знания

Методы
и критерии оценки эффективности
дизайнерской деятельности

Методы
мониторинга и сравнительного анализа

Требования
к
разработке
моделей/коллекций детской одежды и
обуви

Категориально-понятийный
аппарат дизайнерской деятельности

Другие
характеристики

IV.
Сведения об организациях-разработчиках

профессионального
стандарта

4.1.Ответственная
организация –

разработчик

Некоммерческая
организация «Ассоциация предприятий
индустрии детских товаров» (АИДТ),
город Москва

(наименование
организации)

Президент
АИДТ Цицулина Антонина Викторовна

4.2.Наименования
организаций –

разработчиков

1.

ЗАО
«Русский стиль», город Москва

2.

Некоммерческое
партнерство по проведению экспертизы
в области промышленности и энергетики
«Экспертный клуб», город Москва

3.

ООО
«Клевер», город Москва

4.

ФГБУ
ВПО «Высшая школа народных искусств
(институт)», Сергиево-Посадский филиал,
город Сергиев Посад, Московская
область

1
Общероссийский классификатор занятий.

2
Общероссийский классификатор видов
экономической деятельности.

Х