СКАЧАТЬ Полный профстандарт № 1 Педагог (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании) (воспитатель, учитель)
УТВЕРЖДЕН
приказом
Министерства труда и социальной защиты
Российской Федерации
от
«18» октября 2013 г. № 544н
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ
СТАНДАРТ
Педагог
(педагогическая деятельность в дошкольном,
начальном общем, основном общем, среднем
общем образовании)
(воспитатель,
учитель)
I.
Общие сведения
Дошкольное
образование
Начальное
общее образование
Основное
общее образование
Среднее общее образование
|
|
01.001
|
(наименование
вида профессиональной деятельности)
|
Код
|
Основная цель вида
профессиональной деятельности:
|
Оказание образовательных
услуг по основным общеобразовательным
программам образовательными
организациями (организациями,
осуществляющими обучение)
|
Группа занятий:
|
2320
|
Преподаватели в
средней школе
|
3320
|
Персонал дошкольного
воспитания и образования
|
2340
|
Преподаватели в
системе специального образования
|
3330
|
Преподавательский
персонал специального обучения
|
3310
|
Преподавательский
персонал начального образования
|
|
|
(код
ОКЗ1)
|
(наименование)
|
(код
ОКЗ)
|
(наименование)
|
Отнесение к видам экономической
деятельности:
|
80.10.1.
|
Услуги в
области дошкольного и начального
общего образования
|
80.21.1.
|
Услуги в
области основного общего и среднего
(полного) общего образования
|
(код
КВЭД2)
|
(наименование
вида экономической деятельности)
|
II.
Описание
трудовых функций, входящих в
профессиональный стандарт (функциональная
карта вида профессиональной деятельности)
|
Обобщенные трудовые
функции
|
Трудовые функции
|
код
|
наименование
|
уровень квалификации
|
наименование
|
код
|
уровень (подуровень)
квалификации
|
A
|
Педагогическая
деятельность по проектированию и
реализации
образовательного
процесса в образовательных организациях
дошкольного, начального общего,
основного общего, среднего общего
образования
|
6
|
Общепедагогическая функция.
Обучение
|
A/01.6
|
6
|
Воспитательная
деятельность
|
A/02.6
|
6
|
Развивающая
деятельность
|
A/03.6
|
6
|
B
|
Педагогическая
деятельность по проектированию и
реализации
основных общеобразовательных программ
|
5-6
|
Педагогическая
деятельность по реализации программ
дошкольного образования
|
B/01.5
|
5
|
Педагогическая
деятельность по реализации программ
начального общего образования
|
B/02.6
|
6
|
Педагогическая
деятельность по реализации программ
основного и среднего общего образования
|
B/03.6
|
6
|
Модуль «Предметное обучение.
Математика»
|
B/04.6
|
6
|
Модуль «Предметное
обучение. Русский язык»
|
B/05.6
|
6
|
III. Характеристика
обобщенных трудовых функций
|
3.1. Обобщенная трудовая
функция
|
Наименование
|
Педагогическая
деятельность по проектированию и
реализации
образовательного процесса
в образовательных организациях
дошкольного, начального общего,
основного общего, среднего общего
образования
|
Код
|
А
|
Уровень
квалификации
|
6
|
|
Происхождение
обобщенной трудовой функции
|
Оригинал
|
X
|
Заимствовано
из оригинала
|
|
|
|
|
Код оригинала
|
Регистрационный
номер профессионального стандарта
|
|
Возможные
наименования должностей
|
Учитель,
Воспитатель
|
|
Требования
к образованию и обучению
|
Высшее профессиональное
образование или среднее профессиональное
образование по направлениям подготовки
«Образование и педагогика» или
в области, соответствующей преподаваемому
предмету (с последующей профессиональной
переподготовкой по профилю
педагогической деятельности), либо
высшее профессиональное образование
или среднее профессиональное
образование и дополнительное
профессиональное образование по
направлению деятельности в
образовательной организации
|
Требования
к опыту практической работы
|
Требования к опыту
практической работы не предъявляются
|
Особые
условия допуска к работе
|
К педагогической
деятельности не допускаются лица:
лишенные
права заниматься педагогической
деятельностью в соответствии с
вступившим в законную силу приговором
суда;
имеющие или имевшие судимость за
преступления, состав и виды которых
установлены законодательством
Российской Федерации;
признанные
недееспособными в установленном
федеральным законом порядке;
имеющие заболевания,
предусмотренные установленным
перечнем
|
Дополнительные характеристики
|
Наименование
документа
|
Код
|
Наименование
базовой группы, должности (профессии)
или специальности
|
ОКЗ
|
2320
|
Преподаватели в
средней школе
|
2340
|
Преподаватели в
системе специального образования
|
3310
|
Преподавательский
персонал начального образования
|
3320
|
Персонал дошкольного
воспитания и образования
|
3330
|
Преподавательский
персонал специального обучения
|
ЕКС3
|
—
|
Учитель
Воспитатель
|
ОКСО4
|
050000
|
Образование и педагогика
|
3.1.1.
Трудовая функция
|
Наименование
|
Общепедагогическая
функция. Обучение
|
Код
|
A/01.6
|
Уровень
(подуровень) квалификации
|
6
|
|
Происхождение
трудовой функции
|
Оригинал
|
X
|
Заимствовано
из оригинала
|
|
|
|
|
Код
оригинала
|
Регистрационный
номер
профессионального
стандарта
|
|
|
Трудовые действия
|
Разработка и
реализация программ учебных
дисциплин в рамках основной
общеобразовательной программы
|
Осуществление
профессиональной деятельности в
соответствии с требованиями
федеральных государственных
образовательных стандартов
дошкольного, начального общего,
основного общего, среднего общего
образования
|
Участие в разработке
и реализации программы развития
образовательной организации в
целях создания безопасной и
комфортной образовательной среды
|
Планирование и
проведение учебных занятий
|
Систематический
анализ эффективности учебных
занятий и подходов к обучению
|
Организация,
осуществление контроля и оценки
учебных достижений, текущих и
итоговых результатов освоения
основной образовательной программы
обучающимися
|
Формирование универсальных
учебных действий
|
Формирование навыков, связанных
с информационно-коммуникационными
технологиями (далее – ИКТ)
|
Формирование мотивации
к обучению
|
Объективная оценка знаний
обучающихся на основе тестирования
и других методов контроля в
соответствии с реальными учебными
возможностями детей
|
Необходимые умения
|
Владеть формами
и методами обучения, в том числе
выходящими за рамки учебных занятий:
проектная деятельность, лабораторные
эксперименты, полевая практика и
т.п.
|
Объективно оценивать
знания обучающихся на основе
тестирования и других методов
контроля в соответствии с реальными
учебными возможностями детей
|
Разрабатывать
(осваивать) и применять современные
психолого-педагогические технологии,
основанные на знании законов
развития личности и поведения в
реальной и виртуальной среде
|
Использовать и
апробировать специальные подходы
к обучению в целях включения в
образовательный процесс всех
обучающихся, в том числе с особыми
потребностями в образовании:
обучающихся, проявивших выдающиеся
способности; обучающихся, для
которых русский язык не является
родным; обучающихся с ограниченными
возможностями здоровья
|
Владеть
ИКТ-компетентностями:
общепользовательская ИКТ-компетентность;
общепедагогическая ИКТ-компетентность;
предметно-педагогическая
ИКТ-компетентность (отражающая
профессиональную ИКТ-компетентность
соответствующей области человеческой
деятельности)
|
Организовывать различные виды
внеурочной деятельности: игровую,
учебно-исследовательскую,
художественно-продуктивную,
культурно-досуговую с учетом
возможностей образовательной
организации, места жительства и
историко-культурного своеобразия
региона
|
Необходимые знания
|
Преподаваемый
предмет в пределах требований
федеральных государственных
образовательных стандартов и
основной общеобразовательной
программы, его истории и места в
мировой культуре и науке
|
История, теория,
закономерности и принципы построения
и функционирования образовательных
систем, роль и место образования в
жизни личности и общества
|
Основные
закономерности возрастного развития,
стадии и кризисы развития, социализация
личности, индикаторы индивидуальных
особенностей траекторий жизни, их
возможные девиации, а также основы
их психодиагностики
|
Основы психодидактики,
поликультурного образования,
закономерностей поведения в
социальных сетях
|
Пути достижения
образовательных результатов и
способы оценки результатов обучения
|
Основы
методики преподавания, основные
принципы деятельностного подхода,
виды и приемы современных
педагогических технологий
|
Рабочая программа и
методика обучения по данному
предмету
|
Приоритетные направления развития
образовательной системы Российской
Федерации, законов и иных нормативных
правовых актов, регламентирующих
образовательную деятельность в
Российской Федерации, нормативных
документов по вопросам обучения и
воспитания детей и молодежи,
федеральных государственных
образовательных стандартов
дошкольного, начального общего,
основного общего, среднего общего
образования, законодательства о
правах ребенка, трудового
законодательства
|
Нормативные документы по вопросам
обучения и воспитания детей и
молодежи
|
Конвенция о правах ребенка
|
Трудовое законодательство
|
Другие характеристики
|
Соблюдение
правовых, нравственных и этических
норм, требований профессиональной
этики
|
3.1.2. Трудовая функция
|
Наименование
|
Воспитательная
деятельность
|
Код
|
A/02.6
|
Уровень
(подуровень) квалификации
|
6
|
|
Происхождение
трудовой функции
|
Оригинал
|
X
|
Заимствовано
из оригинала
|
|
|
|
|
Код оригинала
|
Регистрационный
номер
профессионального
стандарта
|
|
|
Трудовые действия
|
Регулирование поведения обучающихся
для обеспечения безопасной
образовательной среды
|
Реализация современных, в том числе
интерактивных, форм и методов
воспитательной работы, используя их
как на занятии, так и во внеурочной
деятельности
|
Постановка воспитательных целей,
способствующих развитию обучающихся,
независимо от их способностей и
характера
|
Определение и принятие четких правил
поведения обучающимися в соответствии
с уставом образовательной организации
и правилами внутреннего распорядка
образовательной организации
|
Проектирование и реализация
воспитательных программ
|
Реализация
воспитательных возможностей различных
видов деятельности ребенка (учебной,
игровой, трудовой, спортивной,
художественной и т.д.)
|
Проектирование ситуаций и событий,
развивающих эмоционально-ценностную
сферу ребенка (культуру переживаний
и ценностные ориентации ребенка)
|
Помощь и поддержка в организации
деятельности ученических органов
самоуправления
|
Создание,
поддержание уклада, атмосферы и
традиций жизни образовательной
организации
|
Развитие
у обучающихся познавательной
активности, самостоятельности,
инициативы, творческих способностей,
формирование гражданской позиции,
способности к труду и жизни в условиях
современного мира, формирование у
обучающихся культуры здорового и
безопасного образа жизни
|
Формирование толерантности и навыков
поведения в изменяющейся поликультурной
среде
|
Использование
конструктивных воспитательных усилий
родителей (законных представителей)
обучающихся, помощь семье в решении
вопросов воспитания ребенка
|
Необходимые умения
|
Строить воспитательную деятельность
с учетом культурных различий детей,
половозрастных и индивидуальных
особенностей
|
Общаться с детьми, признавать их
достоинство, понимая и принимая их
|
Создавать в учебных группах (классе,
кружке, секции и т.п.) разновозрастные
детско-взрослые общности обучающихся,
их родителей (законных представителей)
и педагогических работников
|
Управлять учебными группами с целью
вовлечения обучающихся в процесс
обучения и воспитания, мотивируя их
учебно-познавательную деятельность
|
Анализировать реальное состояние
дел в учебной группе, поддерживать в
детском коллективе деловую, дружелюбную
атмосферу
|
Защищать достоинство и интересы
обучающихся, помогать детям, оказавшимся
в конфликтной ситуации и/или
неблагоприятных условиях
|
Находить ценностный аспект учебного
знания и информации обеспечивать его
понимание и переживание обучающимися
|
Владеть
методами организации экскурсий,
походов и экспедиций и т.п.
|
Сотрудничать
с другими педагогическими работниками
и другими специалистами в решении
воспитательных задач
|
Необходимые знания
|
Основы законодательства о правах
ребенка, законы в сфере образования
и федеральные государственные
образовательные стандарты общего
образования
|
История, теория, закономерности и
принципы построения и функционирования
образовательных (педагогических)
систем, роль и место образования в
жизни личности и общества
|
Основы психодидактики, поликультурного
образования, закономерностей поведения
в социальных сетях
|
Основные закономерности возрастного
развития, стадии и кризисы развития
и социализации личности, индикаторы
и индивидуальные особенности траекторий
жизни и их возможные девиации, приемы
их диагностики
|
Научное представление о результатах
образования, путях их достижения и
способах оценки
|
Основы
методики воспитательной работы,
основные принципы деятельностного
подхода, виды и приемы современных
педагогических технологий
|
Нормативные
правовые, руководящие и инструктивные
документы, регулирующие организацию
и проведение мероприятий за пределами
территории образовательной организации
(экскурсий, походов и экспедиций)
|
Другие
характеристики
|
Соблюдение
правовых, нравственных и этических
норм, требований профессиональной
этики
|
3.1.3.
Трудовая функция
|
Наименование
|
Развивающая деятельность
|
Код
|
A/03.6
|
Уровень
(подуровень) квалификации
|
6
|
|
Происхождение
трудовой функции
|
Оригинал
|
X
|
Заимствовано
из оригинала
|
|
|
|
|
Код
оригинала
|
Регистрационный
номер
профессионального
стандарта
|
|
|
Трудовые действия
|
Выявление в ходе
наблюдения поведенческих и личностных
проблем обучающихся, связанных с
особенностями их развития
|
Оценка параметров
и проектирование психологически
безопасной и комфортной образовательной
среды, разработка программ профилактики
различных форм насилия в школе
|
Применение
инструментария и методов диагностики
и оценки показателей уровня и динамики
развития ребенка
|
Освоение и применение
психолого-педагогических технологий
(в том числе инклюзивных), необходимых
для адресной работы с различными
контингентами учащихся: одаренные
дети, социально уязвимые дети, дети,
попавшие в трудные жизненные ситуации,
дети-мигранты, дети-сироты, дети с
особыми образовательными потребностями
(аутисты, дети с синдромом дефицита
внимания и гиперактивностью и др.),
дети с ограниченными возможностями
здоровья, дети с девиациями поведения,
дети с зависимостью
|
Оказание адресной
помощи обучающимся
|
Взаимодействие с
другими специалистами в рамках
психолого-медико-педагогического
консилиума
|
Разработка (совместно
с другими специалистами) и реализация
совместно с родителями (законными
представителями) программ индивидуального
развития ребенка
|
Освоение и адекватное
применение специальных технологий
и методов, позволяющих проводить
коррекционно-развивающую работу
|
Развитие у обучающихся
познавательной активности,
самостоятельности, инициативы,
творческих способностей, формирование
гражданской позиции, способности к
труду и жизни в условиях современного
мира, формирование у обучающихся
культуры здорового и безопасного
образа жизни
|
Формирование и реализация
программ развития универсальных
учебных действий, образцов и ценностей
социального поведения, навыков
поведения в мире виртуальной реальности
и социальных сетях, формирование
толерантности и позитивных образцов
поликультурного общения
|
Формирование системы
регуляции поведения и деятельности
обучающихся
|
Необходимые умения
|
Владеть профессиональной установкой
на оказание помощи любому ребенку
вне зависимости от его реальных
учебных возможностей, особенностей
в поведении, состояния психического
и физического здоровья
|
Использовать в практике своей работы
психологические подходы:
культурно-исторический, деятельностный
и развивающий
|
Осуществлять (совместно с психологом
и другими специалистами)
психолого-педагогическое сопровождение
основных общеобразовательных программ
|
Понимать документацию специалистов
(психологов, дефектологов, логопедов
и т.д.)
|
Составить (совместно с психологом
и другими специалистами)
психолого-педагогическую характеристику
(портрет) личности обучающегося
|
Разрабатывать и реализовывать
индивидуальные образовательные
маршруты, индивидуальные программы
развития и индивидуально-ориентированные
образовательные программы с учетом
личностных и возрастных особенностей
обучающихся
|
Владеть стандартизированными
методами психодиагностики личностных
характеристик и возрастных особенностей
обучающихся
|
Оценивать образовательные результаты:
формируемые в преподаваемом предмете
предметные и метапредметные компетенции,
а также осуществлять (совместно с
психологом) мониторинг личностных
характеристик
|
Формировать детско-взрослые
сообщества
|
Необходимые знания
|
Педагогические
закономерности организации
образовательного процесса
|
Законы развития
личности и проявления личностных
свойств, психологические законы
периодизации и кризисов развития
|
Теория и технологии
учета возрастных особенностей
обучающихся
|
Закономерности
формирования детско-взрослых сообществ,
их социально-психологических
особенности и закономерности развития
детских и подростковых сообществ
|
Основные закономерности
семейных отношений, позволяющие
эффективно работать с родительской
общественностью
|
Основы психодиагностики
и основные признаки отклонения в
развитии детей
|
Социально-психологические
особенности и закономерности развития
детско-взрослых сообществ
|
Другие характеристики
|
Соблюдение правовых,
нравственных и этических норм,
требований профессиональной этики
|
3.2. Обобщенная
трудовая функция
|
Наименование
|
Педагогическая
деятельность по проектированию и
реализации
основных общеобразовательных
программ
|
Код
|
B
|
Уровень
квалификации
|
5
– 6
|
|
Происхождение
обобщенной трудовой функции
|
Оригинал
|
X
|
Заимствовано
из оригинала
|
|
|
|
|
Код
оригинала
|
Регистрационный
номер профессионального стандарта
|
Возможные
наименования должностей
|
Учитель,
Воспитатель
|
|
Требования
к образованию и обучению
|
Высшее образование или
среднее профессиональное образование
по направлениям подготовки «Образование
и педагогика» или в области,
соответствующей преподаваемому
предмету (с последующей профессиональной
переподготовкой по профилю
педагогической деятельности), либо
высшее образование или среднее
профессиональное образование и
дополнительное профессиональное
образование по направлению деятельности
в образовательной организации
|
Требования
к опыту практической работы
|
Требования к опыту
практической работы не предъявляются
|
Особые
условия допуска к работе
|
К педагогической
деятельности не допускаются лица:
лишенные
права заниматься педагогической
деятельностью в соответствии с
вступившим в законную силу приговором
суда;
имеющие или
имевшие судимость за преступления,
состав и виды которых установлены
законодательством Российской
Федерации;
признанные
недееспособными в установленном
федеральным законом порядке;
имеющие заболевания,
предусмотренные установленным
перечнем
|
Дополнительные характеристики
|
Наименование
документа
|
Код
|
Наименование
базовой группы, должности (профессии)
или специальности
|
ОКЗ
|
2320
|
Преподаватели в
средней школе
|
2340
|
Преподаватели в
системе специального образования
|
3310
|
Преподавательский
персонал начального образования
|
3320
|
Персонал дошкольного
воспитания и образования
|
3330
|
Преподавательский
персонал специального обучения
|
ЕКС
|
—
|
Учитель
Воспитатель
|
ОКСО
|
050000
|
Образование и педагогика
|
3.2.1. Трудовая функция
|
Наименование
|
Педагогическая деятельность
по реализации программ дошкольного
образования
|
Код
|
B/01.5
|
Уровень
(подуровень) квалификации
|
5
|
|
Происхождение
трудовой функции
|
Оригинал
|
X
|
Заимствовано
из оригинала
|
|
|
|
|
Код
оригинала
|
Регистрационный
номер
профессионального
стандарта
|
|
|
Трудовые действия
|
Участие в разработке
основной общеобразовательной программы
образовательной организации в
соответствии с федеральным
государственным образовательным
стандартом дошкольного образования
|
Участие в создании безопасной
и психологически комфортной
образовательной среды образовательной
организации через обеспечение
безопасности жизни детей, поддержание
эмоционального благополучия ребенка
в период пребывания в образовательной
организации
|
Планирование и реализация
образовательной работы в группе детей
раннего и/или дошкольного возраста
в соответствии с федеральными
государственными образовательными
стандартами и основными образовательными
программами
|
Организация и проведение
педагогического мониторинга освоения
детьми образовательной программы и
анализ образовательной работы в
группе детей раннего и/или дошкольного
возраста
|
Участие в планировании и
корректировке образовательных задач
(совместно с психологом и другими
специалистами) по результатам
мониторинга с учетом индивидуальных
особенностей развития каждого ребенка
раннего и/или дошкольного возраста
|
Реализация педагогических
рекомендаций специалистов (психолога,
логопеда, дефектолога и др.) в работе
с детьми, испытывающими трудности в
освоении программы, а также с детьми
с особыми образовательными потребностями
|
Развитие профессионально
значимых компетенций, необходимых
для решения образовательных задач
развития детей раннего и дошкольного
возраста с учетом особенностей
возрастных и индивидуальных особенностей
их развития
|
Формирование психологической
готовности к школьному обучению
|
Создание позитивного
психологического климата в группе и
условий для доброжелательных отношений
между детьми, в том числе принадлежащими
к разным национально-культурным,
религиозным общностям и социальным
слоям, а также с различными (в том
числе ограниченными) возможностями
здоровья
|
Организация видов
деятельности, осуществляемых в раннем
и дошкольном возрасте: предметной,
познавательно-исследовательской,
игры (ролевой, режиссерской, с правилом),
продуктивной; конструирования,
создания широких
возможностей для развития свободной
игры детей, в том числе обеспечение
игрового времени и пространства
|
Организация конструктивного
взаимодействия детей в разных видах
деятельности, создание условий для
свободного выбора детьми деятельности,
участников совместной деятельности,
материалов
|
Активное использование
недирективной помощи и поддержка
детской инициативы и самостоятельности
в разных видах деятельности
|
Организация образовательного
процесса на основе непосредственного
общения с каждым ребенком с учетом
его особых образовательных потребностей
|
Необходимые умения
|
Организовывать виды
деятельности, осуществляемые в раннем
и дошкольном возрасте: предметная,
познавательно-исследовательская,
игра (ролевая, режиссерская, с правилом),
продуктивная; конструирование,
создания широких
возможностей для развития свободной
игры детей, в том числе обеспечения
игрового времени и пространства
|
Применять методы физического,
познавательного и личностного развития
детей раннего и дошкольного возраста
в соответствии с образовательной
программой организации
|
Использовать методы и
средства анализа психолого-педагогического
мониторинга, позволяющие оценить
результаты освоения детьми
образовательных программ, степень
сформированности у них качеств,
необходимых для дальнейшего обучения
и развития на следующих уровнях
обучения
|
Владеть всеми видами
развивающих деятельностей дошкольника
(игровой, продуктивной,
познавательно-исследовательской)
|
Выстраивать партнерское
взаимодействие с родителями (законными
представителями) детей раннего и
дошкольного возраста для решения
образовательных задач, использовать
методы и средства для их
психолого-педагогического просвещения
|
Владеть
ИКТ-компетентностями, необходимыми
и достаточными для планирования,
реализации и оценки образовательной
работы с детьми раннего и дошкольного
возраста
|
Необходимые знания
|
Специфика дошкольного
образования и особенностей организации
работы с детьми раннего и дошкольного
возраста
|
Основные психологические
подходы: культурно-исторический,
деятельностный и личностный; основы
дошкольной педагогики, включая
классические системы дошкольного
воспитания
|
Общие закономерности
развития ребенка в раннем и дошкольном
возрасте
|
Особенности становления
и развития детских деятельностей в
раннем и дошкольном возрасте
|
Основы теории физического,
познавательного и личностного
развития детей раннего и дошкольного
возраста
|
Современные тенденции
развития дошкольного образования
|
Другие характеристики
|
Соблюдение правовых,
нравственных и этических норм,
требований профессиональной этики
|
3.2.2. Трудовая функция
|
Наименование
|
Педагогическая деятельность
по реализации программ начального
общего образования
|
Код
|
B/02.6
|
Уровень
(подуровень) квалификации
|
6
|
|
Происхождение
трудовой функции
|
Оригинал
|
X
|
Заимствовано
из оригинала
|
|
|
|
|
Код
оригинала
|
Регистрационный
номер
профессионального
стандарта
|
|
|
Трудовые действия
|
Проектирование образовательного
процесса на основе федерального
государственного образовательного
стандарта начального общего образования
с учетом особенностей социальной
ситуации развития первоклассника в
связи с переходом ведущей деятельности
от игровой к учебной
|
Формирование у детей
социальной позиции обучающихся на
всем протяжении обучения в начальной
школе
|
Формирование метапредметных
компетенций, умения учиться и
универсальных учебных действий до
уровня, необходимого для освоения
образовательных программ основного
общего образования
|
Объективная
оценка успехов и возможностей
обучающихся с учетом неравномерности
индивидуального психического развития
детей младшего школьного возраста,
а также своеобразия динамики развития
учебной деятельности мальчиков и
девочек
|
Организация
учебного процесса с учетом своеобразия
социальной ситуации развития
первоклассника
|
Корректировка учебной
деятельности исходя из данных
мониторинга образовательных результатов
с учетом неравномерности индивидуального
психического развития детей младшего
школьного возраста (в том числе в силу
различий в возрасте, условий дошкольного
обучения и воспитания), а также
своеобразия динамики развития
мальчиков и девочек
|
Проведение
в четвертом классе начальной школы
(во взаимодействии с психологом)
мероприятий по профилактике возможных
трудностей адаптации детей к
учебно-воспитательному процессу в
основной школе
|
Необходимые умения
|
Реагировать
на непосредственные по форме обращения
детей к учителю и распознавать за
ними серьезные личные проблемы
|
Ставить различные виды
учебных задач (учебно-познавательных,
учебно-практических, учебно-игровых)
и организовывать их решение (в
индивидуальной или групповой форме)
в соответствии с уровнем познавательного
и личностного развития детей младшего
возраста, сохраняя при этом баланс
предметной и метапредметной составляющей
их содержания
|
Во взаимодействии с
родителями (законными представителями),
другими педагогическими работниками
и психологами проектировать и
корректировать индивидуальную
образовательную траекторию обучающегося
в соответствии с задачами достижения
всех видов образовательных результатов
(предметных, метапредметных и
личностных), выходящими за рамки
программы начального общего образования
|
Необходимые знания
|
Основные и актуальные для
современной системы образования
теории обучения, воспитания и развития
детей младшего школьного возрастов
|
Федеральные государственные
образовательные стандарты и содержание
примерных основных образовательных
программ
|
Дидактические
основы, используемые в учебно-воспитательном
процессе образовательных технологий
|
Существо заложенных в
содержании используемых в начальной
школе учебных задач обобщенных
способов деятельности и системы
знаний о природе, обществе, человеке,
технологиях
|
Особенности региональных
условий, в которых реализуется
используемая основная образовательная
программа начального общего образования
|
Другие характеристики
|
Соблюдение правовых,
нравственных и этических норм,
требований профессиональной этики
|
3.2.3.
Трудовая функция
|
Наименование
|
Педагогическая деятельность
по реализации программ основного и
среднего общего образования
|
Код
|
B/03.6
|
Уровень
(подуровень) квалификации
|
6
|
|
Происхождение
трудовой функции
|
Оригинал
|
X
|
Заимствовано
из оригинала
|
|
|
|
|
Код
оригинала
|
Регистрационный
номер
профессионального
стандарта
|
|
|
Трудовые действия
|
Формирование общекультурных
компетенций и понимания места предмета
в общей картине мира
|
Определение на основе
анализа учебной деятельности
обучающегося оптимальных (в том или
ином предметном образовательном
контексте) способов его обучения и
развития
|
Определение совместно с
обучающимся, его родителями (законными
представителями), другими участниками
образовательного процесса
(педагог-психолог, учитель-дефектолог,
методист и т. д.) зоны его ближайшего
развития, разработка и реализация
(при необходимости) индивидуального
образовательного маршрута и
индивидуальной программы развития
обучающихся
|
Планирование специализированного
образовательного процесса для группы,
класса и/или отдельных контингентов
обучающихся с выдающимися способностями
и/или особыми образовательными
потребностями на основе имеющихся
типовых программ и собственных
разработок с учетом специфики состава
обучающихся, уточнение и модификация
планирования
|
Применение специальных
языковых программ (в том числе русского
как иностранного), программ повышения
языковой культуры, и развития навыков
поликультурного общения
|
Совместное с учащимися
использование иноязычных источников
информации, инструментов перевода,
произношения
|
Организация олимпиад,
конференций, турниров математических
и лингвистических игр в школе и др.
|
Необходимые умения
|
Применять современные
образовательные технологии, включая
информационные, а также цифровые
образовательные ресурсы
|
Проводить учебные занятия,
опираясь на достижения в области
педагогической и психологической
наук, возрастной физиологии и школьной
гигиены, а также современных
информационных технологий и методик
обучения
|
Планировать и осуществлять
учебный процесс в соответствии с
основной общеобразовательной
программой
|
Разрабатывать рабочую
программу по предмету, курсу на основе
примерных основных общеобразовательных
программ и обеспечивать ее выполнение
|
Организовать самостоятельную
деятельность обучающихся, в том числе
исследовательскую
|
Разрабатывать и реализовывать
проблемное обучение, осуществлять
связь обучения по предмету (курсу,
программе) с практикой, обсуждать с
обучающимися актуальные события
современности
|
Осуществлять контрольно-оценочную
деятельность в образовательном
процессе
|
Использовать современные
способы оценивания в условиях
информационно-коммуникационных
технологий (ведение электронных форм
документации, в том числе электронного
журнала и дневников обучающихся)
|
Использовать разнообразные
формы, приемы, методы и средства
обучения, в том числе по индивидуальным
учебным планам, ускоренным курсам в
рамках федеральных государственных
образовательных стандартов основного
общего образования и среднего общего
образования
|
Владеть основами работы с
текстовыми редакторами, электронными
таблицами, электронной почтой и
браузерами, мультимедийным оборудованием
|
Владеть методами убеждения,
аргументации своей позиции
|
Устанавливать контакты с
обучающимися разного возраста и их
родителями (законными представителями),
другими педагогическими и иными
работниками
|
Владеть технологиями
диагностики причин конфликтных
ситуаций, их профилактики и разрешения
|
Необходимые знания
|
Основы общетеоретических
дисциплин в объеме, необходимых для
решения педагогических, научно-методических
и организационно-управленческих
задач (педагогика, психология,
возрастная физиология; школьная
гигиена; методика преподавания
предмета)
|
Программы и учебники по
преподаваемому предмету
|
Теория и методы управления
образовательными системами, методика
учебной и воспитательной работы,
требования к оснащению и оборудованию
учебных кабинетов и подсобных помещений
к ним, средства обучения и их
дидактические возможности
|
Современные педагогические
технологии реализации компетентностного
подхода с учетом возрастных и
индивидуальных особенностей обучающихся
|
Методы и технологии
поликультурного, дифференцированного
и развивающего обучения
|
Основы экологии, экономики,
социологии
|
Правила внутреннего
распорядка
|
Правила по охране труда и
требования к безопасности образовательной
среды
|
Другие характеристики
|
Соблюдение правовых,
нравственных и этических норм,
требований профессиональной этики
|
3.2.4.
Трудовая функция
|
Наименование
|
Модуль «Предметное обучение.
Математика»
|
Код
|
B/04.6
|
Уровень
(подуровень) квалификации
|
6
|
|
Происхождение
трудовой функции
|
Оригинал
|
X
|
Заимствовано
из оригинала
|
|
|
|
|
Код
оригинала
|
Регистрационный
номер
профессионального
стандарта
|
Трудовые действия
|
Формирование способности
к логическому рассуждению и коммуникации,
установки на использование этой
способности, на ее ценность
|
Формирование способности
к постижению основ математических
моделей реального объекта или процесса,
готовности к применению моделирования
для построения объектов и процессов,
определения или предсказания их
свойств
|
Формирование конкретных
знаний, умений и навыков в области
математики и информатики
|
Формирование внутренней
(мысленной) модели математической
ситуации (включая пространственный
образ)
|
Формирование у обучающихся
умения проверять математическое
доказательство, приводить опровергающий
пример
|
Формирование у обучающихся
умения выделять подзадачи в задаче,
перебирать возможные варианты объектов
и действий
|
Формирование у обучающихся
умения пользоваться заданной
математической моделью, в частности,
формулой, геометрической конфигурацией,
алгоритмом, оценивать возможный
результат моделирования (например –
вычисления)
|
Формирование материальной
и информационной образовательной
среды, содействующей развитию
математических способностей каждого
ребенка и реализующей принципы
современной педагогики
|
Формирование у обучающихся
умения применять средства
информационно-коммуникационных
технологий в решении задачи там, где
это эффективно
|
Формирование способности
преодолевать интеллектуальные
трудности, решать принципиально новые
задачи, проявлять уважение к
интеллектуальному труду и его
результатам
|
Сотрудничество с другими
учителями математики и информатики,
физики, экономики, языков и др.
|
Развитие инициативы
обучающихся по использованию математики
|
Профессиональное использование
элементов информационной образовательной
среды с учетом возможностей применения
новых элементов такой среды,
отсутствующих в конкретной
образовательной организации
|
Использование в работе с
детьми информационных ресурсов, в
том числе ресурсов дистанционного
обучения, помощь детям в освоении и
самостоятельном использовании этих
ресурсов
|
Содействие в подготовке
обучающихся к участию в математических
олимпиадах, конкурсах, исследовательских
проектах, интеллектуальных марафонах,
шахматных турнирах и ученических
конференциях
|
Формирование и поддержание
высокой мотивации и развитие способности
обучающихся к занятиям математикой,
предоставление им подходящих заданий,
ведение кружков, факультативных и
элективных курсов для желающих и
эффективно работающих в них обучающихся
|
Предоставление информации
о дополнительном образовании,
возможности углубленного изучения
математики в других образовательных
и иных организациях, в том числе с
применением дистанционных образовательных
технологий
|
Консультирование обучающихся
по выбору профессий и специальностей,
где особо необходимы знания математики
|
Содействие формированию
у обучающихся позитивных эмоций от
математической деятельности, в том
числе от нахождения ошибки в своих
построениях как источника улучшения
и нового понимания
|
Выявление совместно с
обучающимися недостоверных и
малоправдоподобных данных
|
Формирование позитивного
отношения со стороны всех обучающихся
к интеллектуальным достижениям
одноклассников независимо от
абсолютного уровня этого достижения
|
Формирование представлений
обучающихся о полезности знаний
математики вне зависимости от избранной
профессии или специальности
|
Ведение диалога с обучающимся
или группой обучающихся в процессе
решения задачи, выявление сомнительных
мест, подтверждение правильности
решения
|
Необходимые умения
|
Совместно с обучающимися
строить логические рассуждения
(например, решение задачи) в математических
и иных контекстах, понимать рассуждение
обучающихся
|
Анализировать предлагаемое
обучающимся рассуждение с результатом:
подтверждение его правильности или
нахождение ошибки и анализ причин ее
возникновения; помощь обучающимся в
самостоятельной локализации ошибки,
ее исправлении; оказание помощи в
улучшении (обобщении, сокращении,
более ясном изложении) рассуждения
|
Формировать у обучающихся
убеждение в абсолютности математической
истины и математического доказательства,
предотвращать формирование модели
поверхностной имитации действий,
ведущих к успеху, без ясного понимания
смысла; поощрять выбор различных
путей в решении поставленной задачи
|
Решать задачи элементарной
математики соответствующей ступени
образования, в том числе те новые,
которые возникают в ходе работы с
обучающимися, задачи олимпиад (включая
новые задачи регионального этапа
всероссийской олимпиады)
|
Совместно с обучающимися
применять методы и приемы понимания
математического текста, его анализа,
структуризации, реорганизации,
трансформации
|
Совместно с обучающимися
проводить анализ учебных и жизненных
ситуаций, в которых можно применить
математический аппарат и математические
инструменты (например, динамические
таблицы), то же – для идеализированных
(задачных) ситуаций, описанных текстом
|
Совместно с обучающимися
создавать и использовать наглядные
представления математических объектов
и процессов, рисуя наброски от руки
на бумаге и классной доске, с помощью
компьютерных инструментов на экране,
строя объемные модели вручную и на
компьютере (с помощью 3D-принтера)
|
Организовывать исследования
– эксперимент, обнаружение
закономерностей, доказательство в
частных и общем случаях
|
Проводить различия между
точным и (или) приближенным математическим
доказательством, в частности,
компьютерной оценкой, приближенным
измерением, вычислением и др.
|
Поддерживать баланс между
самостоятельным открытием, узнаванием
нового и технической тренировкой,
исходя из возрастных и индивидуальных
особенностей каждого обучающегося,
характера осваиваемого материала
|
Владеть
основными математическими компьютерными
инструментами:
визуализации
данных, зависимостей, отношений,
процессов, геометрических объектов;
вычислений
– численных и символьных;
обработки
данных (статистики);
экспериментальных лабораторий
(вероятность, информатика)
|
Квалифицированно набирать
математический текст
|
Использовать
информационные источники, следить
за последними открытиями в области
математики и знакомить с ними
обучающихся
|
Обеспечивать помощь
обучающимся, не освоившим необходимый
материал (из всего курса математики),
в форме предложения специальных
заданий, индивидуальных консультаций
(в том числе дистанционных); осуществлять
пошаговый контроль выполнения
соответствующих заданий, при
необходимости прибегая к помощи
других педагогических работников, в
частности тьюторов
|
Обеспечивать коммуникативную
и учебную «включенности» всех учащихся
в образовательный процесс (в частности,
понимание формулировки задания,
основной терминологии, общего смысла
идущего в классе обсуждения)
|
Работать с родителями
(законными представителями), местным
сообществом по проблематике
математической культуры
|
Необходимые знания
|
Основы математической
теории и перспективных направлений
развития современной математики
|
Представление о широком
спектре приложений математики и
знание доступных обучающимся
математических элементов этих
приложений
|
Теория и методика преподавания
математики
|
Специальные подходы
и источники информации для обучения
математике детей, для которых русский
язык не является родным и ограниченно
используется в семье и ближайшем
окружении
|
Другие характеристики
|
Соблюдение правовых,
нравственных и этических норм,
требований профессиональной этики
|
3.2.5.
Трудовая функция
|
Наименование
|
Модуль «Предметное обучение.
Русский язык»
|
Код
|
B/05.6
|
Уровень
(подуровень) квалификации
|
6
|
|
Происхождение
трудовой функции
|
Оригинал
|
X
|
Заимствовано
из оригинала
|
|
|
|
|
Код
оригинала
|
Регистрационный
номер
профессионального
стандарта
|
|
|
Трудовые действия
|
Обучение методам понимания
сообщения: анализ, структуризация,
реорганизация, трансформация,
сопоставление с другими сообщениями,
выявление необходимой для анализирующего
информации
|
Осуществление совместно
с обучающимися поиска и обсуждения
изменений в языковой реальности и
реакции на них социума, формирование
у обучающихся «чувства меняющегося
языка»
|
Использование совместно
с обучающимися источников языковой
информации для решения практических
или познавательных задач, в частности,
этимологической информации, подчеркивая
отличия научного метода изучения
языка от так называемого «бытового»
подхода («народной лингвистики»)
|
Формирование культуры
диалога через организацию устных и
письменных дискуссий по проблемам,
требующим принятия решений и разрешения
конфликтных ситуаций
|
Организация публичных
выступлений обучающихся, поощрение
их участия в дебатах на школьных
конференциях и других форумах, включая
интернет-форумы и интернет-конференции
|
Формирование установки
обучающихся на коммуникацию в
максимально широком контексте, в том
числе в гипермедиа-формате
|
Стимулирование сообщений
обучающихся о событии или объекте
(рассказ о поездке, событии семейной
жизни, спектакле и т.п.), анализируя
их структуру, используемые языковые
и изобразительные средства
|
Обсуждение с обучающимися
образцов лучших произведений
художественной и научной прозы,
журналистики, рекламы и т.п.
|
Поощрение индивидуального
и коллективного литературного
творчества обучающихся
|
Поощрение участия обучающихся
в театральных постановках, стимулирование
создания ими анимационных и других
видеопродуктов
|
Моделирование видов
профессиональной деятельности, где
коммуникативная компетентность
является основным качеством работника,
включая в нее заинтересованных
обучающихся (издание школьной газеты,
художественного или научного альманаха,
организация школьного радио и
телевидения, разработка сценария
театральной постановки или видеофильма
и т.д.)
|
Формирование у обучающихся
умения применения в практике устной
и письменной речи норм современного
литературного русского языка
|
Формирование у обучающихся
культуры ссылок на источники
опубликования, цитирования,
сопоставления, диалога с автором,
недопущения нарушения авторских прав
|
Необходимые умения
|
Владеть методами и приемами
обучения русскому языку, в том числе
как не родному
|
Использовать специальные
коррекционные приемы обучения для
детей с ограниченными возможностями
здоровья
|
Вести постоянную работу с
семьями обучающихся и местным
сообществом по формированию речевой
культуры, фиксируя различия местной
и национальной языковой нормы
|
Проявлять позитивное
отношение к местным языковым явлениям,
отражающим культурно-исторические
особенности развития региона
|
Проявлять позитивное
отношение к родным языкам обучающихся
|
Давать этическую и
эстетическую оценку языковых проявлений
в повседневной жизни: интернет-языка,
языка субкультур, языка СМИ, ненормативной
лексики
|
Поощрять формирование
эмоциональной и рациональной
потребности обучающихся в коммуникации
как процессе, жизненно необходимом
для человека
|
Необходимые знания
|
Основы лингвистической
теории и перспективных направлений
развития современной лингвистики
|
Представление о широком
спектре приложений лингвистики и
знание доступных обучающимся
лингвистических элементов этих
приложений
|
Теория и методика преподавания
русского языка
|
Контекстная языковая норма
|
Стандартное общерусское
произношение и лексика, их отличия
от местной языковой среды
|
Другие характеристики
|
Соблюдение правовых,
нравственных и этических норм,
требований профессиональной этики
|
IV.
Сведения об организациях-разработчиках
профессионального
стандарта
|
4.1. Ответственная
организация – разработчик
|
Государственное
бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
города Москвы «Московский городской
психолого-педагогический университет»
|
|
|
Ректор Рубцов Виталий
Владимирович
|
|
|
|
|
|
|
4.2.
Наименования организаций –
разработчиков
|
1
|
Государственное бюджетное
образовательное учреждение города
Москвы Центр образования № 109
|
1
Общероссийский
классификатор занятий.
2
Общероссийский
классификатор видов экономической
деятельности.
3
Приказ
Минздравсоцразвития России от 26 августа
2010 г. № 761н «Об утверждении Единого
квалификационного справочника должностей
руководителей, специалистов и служащих,
раздел «Квалификационные характеристики
должностей работников образования»
(зарегистрировано в Минюсте России 6
октября 2010 г. № 18638).
4
Общероссийский
классификатор специальностей по
образованию.