Профессиональные стандарты

Интеллектуальная система развития уровня современности квалификаций,
персонализации образовательных траекторий развития в режиме - 24/360°

СКАЧАТЬ Полный профстандарт № 1 Педагог (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании) (воспитатель, учитель)

УТВЕРЖДЕН

приказом
Министерства труда и социальной защиты
Российской Федерации

от
«18» октября 2013 г. № 544н

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ
СТАНДАРТ

Педагог
(педагогическая деятельность в дошкольном,
начальном общем, основном общем, среднем
общем образовании)

(воспитатель,
учитель)

1

Регистрационный
номер

I.
Общие сведения

Дошкольное
образование

Начальное
общее образование

Основное
общее образование

Среднее общее образование

01.001

(наименование
вида профессиональной деятельности)

Код

Основная цель вида
профессиональной деятельности:

Оказание образовательных
услуг по основным общеобразовательным
программам образовательными
организациями (организациями,
осуществляющими обучение)

Группа занятий:

2320

Преподаватели в
средней школе

3320

Персонал дошкольного
воспитания и образования

2340

Преподаватели в
системе специального образования

3330

Преподавательский
персонал специального обучения

3310

Преподавательский
персонал начального образования

(код
ОКЗ1)

(наименование)

(код
ОКЗ)

(наименование)

Отнесение к видам экономической
деятельности:

80.10.1.

Услуги в
области дошкольного и начального
общего образования

80.21.1.

Услуги в
области основного общего и среднего
(полного) общего образования

(код
КВЭД2)

(наименование
вида экономической деятельности)

II.
Описание

трудовых функций, входящих в
профессиональный стандарт (функциональная
карта вида профессиональной деятельности)

Обобщенные трудовые
функции

Трудовые функции

код

наименование

уровень квалификации

наименование

код

уровень (подуровень)
квалификации

A

Педагогическая
деятельность по проектированию и
реализации

образовательного
процесса в образовательных организациях
дошкольного, начального общего,
основного общего, среднего общего
образования

6

Общепедагогическая функция.
Обучение

A/01.6

6

Воспитательная
деятельность

A/02.6

6

Развивающая
деятельность

A/03.6

6

B

Педагогическая
деятельность по проектированию и
реализации

основных общеобразовательных программ

5-6

Педагогическая
деятельность по реализации программ
дошкольного образования

B/01.5

5

Педагогическая
деятельность по реализации программ
начального общего образования

B/02.6

6

Педагогическая
деятельность по реализации программ
основного и среднего общего образования

B/03.6

6

Модуль «Предметное обучение.
Математика»

B/04.6

6

Модуль «Предметное
обучение. Русский язык»

B/05.6

6

III. Характеристика
обобщенных трудовых функций

3.1. Обобщенная трудовая
функция

Наименование

Педагогическая
деятельность по проектированию и
реализации

образовательного процесса
в образовательных организациях
дошкольного, начального общего,
основного общего, среднего общего
образования

Код

А

Уровень
квалификации

6

Происхождение
обобщенной трудовой функции

Оригинал

X

Заимствовано
из оригинала

Код оригинала

Регистрационный
номер профессионального стандарта

Возможные
наименования должностей

Учитель,

Воспитатель

Требования
к образованию и обучению

Высшее профессиональное
образование или среднее профессиональное
образование по направлениям подготовки
«Образование и педагогика» или
в области, соответствующей преподаваемому
предмету (с последующей профессиональной
переподготовкой по профилю
педагогической деятельности), либо
высшее профессиональное образование
или среднее профессиональное
образование и дополнительное
профессиональное образование по
направлению деятельности в
образовательной организации

Требования
к опыту практической работы

Требования к опыту
практической работы не предъявляются

Особые
условия допуска к работе

К педагогической
деятельности не допускаются лица:

лишенные
права заниматься педагогической
деятельностью в соответствии с
вступившим в законную силу приговором
суда;


имеющие или имевшие судимость за
преступления, состав и виды которых
установлены законодательством
Российской Федерации;

признанные
недееспособными в установленном
федеральным законом порядке;

имеющие заболевания,
предусмотренные установленным
перечнем

Дополнительные характеристики

Наименование
документа

Код

Наименование
базовой группы, должности (профессии)
или специальности

ОКЗ

2320

Преподаватели в
средней школе

2340

Преподаватели в
системе специального образования

3310

Преподавательский
персонал начального образования

3320

Персонал дошкольного
воспитания и образования

3330

Преподавательский
персонал специального обучения

ЕКС3

Учитель

Воспитатель

ОКСО4

050000

Образование и педагогика

3.1.1.
Трудовая функция

Наименование

Общепедагогическая
функция. Обучение

Код

A/01.6

Уровень
(подуровень) квалификации

6

Происхождение
трудовой функции

Оригинал

X

Заимствовано
из оригинала

Код
оригинала

Регистрационный
номер

профессионального
стандарта

Трудовые действия

Разработка и
реализация программ учебных
дисциплин в рамках основной
общеобразовательной программы

Осуществление
профессиональной деятельности в
соответствии с требованиями
федеральных государственных
образовательных стандартов
дошкольного, начального общего,
основного общего, среднего общего
образования

Участие в разработке
и реализации программы развития
образовательной организации в
целях создания безопасной и
комфортной образовательной среды

Планирование и
проведение учебных занятий

Систематический
анализ эффективности учебных
занятий и подходов к обучению

Организация,
осуществление контроля и оценки
учебных достижений, текущих и
итоговых результатов освоения
основной образовательной программы
обучающимися

Формирование универсальных
учебных действий

Формирование навыков, связанных
с информационно-коммуникационными
технологиями (далее – ИКТ)

Формирование мотивации
к обучению

Объективная оценка знаний
обучающихся на основе тестирования
и других методов контроля в
соответствии с реальными учебными
возможностями детей

Необходимые умения

Владеть формами
и методами обучения, в том числе
выходящими за рамки учебных занятий:
проектная деятельность, лабораторные
эксперименты, полевая практика и
т.п.

Объективно оценивать
знания обучающихся на основе
тестирования и других методов
контроля в соответствии с реальными
учебными возможностями детей

Разрабатывать
(осваивать) и применять современные
психолого-педагогические технологии,
основанные на знании законов
развития личности и поведения в
реальной и виртуальной среде

Использовать и
апробировать специальные подходы
к обучению в целях включения в
образовательный процесс всех
обучающихся, в том числе с особыми
потребностями в образовании:
обучающихся, проявивших выдающиеся
способности; обучающихся, для
которых русский язык не является
родным; обучающихся с ограниченными
возможностями здоровья

Владеть
ИКТ-компетентностями:

общепользовательская ИКТ-компетентность;

общепедагогическая ИКТ-компетентность;

предметно-педагогическая
ИКТ-компетентность (отражающая
профессиональную ИКТ-компетентность
соответствующей области человеческой
деятельности)

Организовывать различные виды
внеурочной деятельности: игровую,
учебно-исследовательскую,
художественно-продуктивную,
культурно-досуговую с учетом
возможностей образовательной
организации, места жительства и
историко-культурного своеобразия
региона

Необходимые знания

Преподаваемый
предмет в пределах требований
федеральных государственных
образовательных стандартов и
основной общеобразовательной
программы, его истории и места в
мировой культуре и науке

История, теория,
закономерности и принципы построения
и функционирования образовательных
систем, роль и место образования в
жизни личности и общества

Основные
закономерности возрастного развития,
стадии и кризисы развития, социализация
личности, индикаторы индивидуальных
особенностей траекторий жизни, их
возможные девиации, а также основы
их психодиагностики

Основы психодидактики,
поликультурного образования,
закономерностей поведения в
социальных сетях

Пути достижения
образовательных результатов и
способы оценки результатов обучения

Основы
методики преподавания, основные
принципы деятельностного подхода,
виды и приемы современных
педагогических технологий

Рабочая программа и
методика обучения по данному
предмету

Приоритетные направления развития
образовательной системы Российской
Федерации, законов и иных нормативных
правовых актов, регламентирующих
образовательную деятельность в
Российской Федерации, нормативных
документов по вопросам обучения и
воспитания детей и молодежи,
федеральных государственных
образовательных стандартов
дошкольного, начального общего,
основного общего, среднего общего
образования, законодательства о
правах ребенка, трудового
законодательства

Нормативные документы по вопросам
обучения и воспитания детей и
молодежи

Конвенция о правах ребенка

Трудовое законодательство

Другие характеристики

Соблюдение
правовых, нравственных и этических
норм, требований профессиональной
этики

3.1.2. Трудовая функция

Наименование

Воспитательная
деятельность

Код

A/02.6

Уровень
(подуровень) квалификации

6

Происхождение
трудовой функции

Оригинал

X

Заимствовано
из оригинала

Код оригинала

Регистрационный
номер

профессионального
стандарта

Трудовые действия

Регулирование поведения обучающихся
для обеспечения безопасной
образовательной среды

Реализация современных, в том числе
интерактивных, форм и методов
воспитательной работы, используя их
как на занятии, так и во внеурочной
деятельности

Постановка воспитательных целей,
способствующих развитию обучающихся,
независимо от их способностей и
характера

Определение и принятие четких правил
поведения обучающимися в соответствии
с уставом образовательной организации
и правилами внутреннего распорядка
образовательной организации

Проектирование и реализация
воспитательных программ

Реализация
воспитательных возможностей различных
видов деятельности ребенка (учебной,
игровой, трудовой, спортивной,
художественной и т.д.)

Проектирование ситуаций и событий,
развивающих эмоционально-ценностную
сферу ребенка (культуру переживаний
и ценностные ориентации ребенка)

Помощь и поддержка в организации
деятельности ученических органов
самоуправления

Создание,
поддержание уклада, атмосферы и
традиций жизни образовательной
организации

Развитие
у обучающихся познавательной
активности, самостоятельности,
инициативы, творческих способностей,
формирование гражданской позиции,
способности к труду и жизни в условиях
современного мира, формирование у
обучающихся культуры здорового и
безопасного образа жизни

Формирование толерантности и навыков
поведения в изменяющейся поликультурной
среде

Использование
конструктивных воспитательных усилий
родителей (законных представителей)
обучающихся, помощь семье в решении
вопросов воспитания ребенка

Необходимые умения

Строить воспитательную деятельность
с учетом культурных различий детей,
половозрастных и индивидуальных
особенностей

Общаться с детьми, признавать их
достоинство, понимая и принимая их

Создавать в учебных группах (классе,
кружке, секции и т.п.) разновозрастные
детско-взрослые общности обучающихся,
их родителей (законных представителей)
и педагогических работников

Управлять учебными группами с целью
вовлечения обучающихся в процесс
обучения и воспитания, мотивируя их
учебно-познавательную деятельность

Анализировать реальное состояние
дел в учебной группе, поддерживать в
детском коллективе деловую, дружелюбную
атмосферу

Защищать достоинство и интересы
обучающихся, помогать детям, оказавшимся
в конфликтной ситуации и/или
неблагоприятных условиях

Находить ценностный аспект учебного
знания и информации обеспечивать его
понимание и переживание обучающимися

Владеть
методами организации экскурсий,
походов и экспедиций и т.п.

Сотрудничать
с другими педагогическими работниками
и другими специалистами в решении
воспитательных задач

Необходимые знания

Основы законодательства о правах
ребенка, законы в сфере образования
и федеральные государственные
образовательные стандарты общего
образования

История, теория, закономерности и
принципы построения и функционирования
образовательных (педагогических)
систем, роль и место образования в
жизни личности и общества

Основы психодидактики, поликультурного
образования, закономерностей поведения
в социальных сетях

Основные закономерности возрастного
развития, стадии и кризисы развития
и социализации личности, индикаторы
и индивидуальные особенности траекторий
жизни и их возможные девиации, приемы
их диагностики

Научное представление о результатах
образования, путях их достижения и
способах оценки

Основы
методики воспитательной работы,
основные принципы деятельностного
подхода, виды и приемы современных
педагогических технологий

Нормативные
правовые, руководящие и инструктивные
документы, регулирующие организацию
и проведение мероприятий за пределами
территории образовательной организации
(экскурсий, походов и экспедиций)

Другие
характеристики

Соблюдение
правовых, нравственных и этических
норм, требований профессиональной
этики

3.1.3.
Трудовая функция

Наименование

Развивающая деятельность

Код

A/03.6

Уровень
(подуровень) квалификации

6

Происхождение
трудовой функции

Оригинал

X

Заимствовано
из оригинала

Код
оригинала

Регистрационный
номер

профессионального
стандарта

Трудовые действия

Выявление в ходе
наблюдения поведенческих и личностных
проблем обучающихся, связанных с
особенностями их развития

Оценка параметров
и проектирование психологически
безопасной и комфортной образовательной
среды, разработка программ профилактики
различных форм насилия в школе

Применение
инструментария и методов диагностики
и оценки показателей уровня и динамики
развития ребенка

Освоение и применение
психолого-педагогических технологий
(в том числе инклюзивных), необходимых
для адресной работы с различными
контингентами учащихся: одаренные
дети, социально уязвимые дети, дети,
попавшие в трудные жизненные ситуации,
дети-мигранты, дети-сироты, дети с
особыми образовательными потребностями
(аутисты, дети с синдромом дефицита
внимания и гиперактивностью и др.),
дети с ограниченными возможностями
здоровья, дети с девиациями поведения,
дети с зависимостью

Оказание адресной
помощи обучающимся

Взаимодействие с
другими специалистами в рамках
психолого-медико-педагогического
консилиума

Разработка (совместно
с другими специалистами) и реализация
совместно с родителями (законными
представителями) программ индивидуального
развития ребенка

Освоение и адекватное
применение специальных технологий
и методов, позволяющих проводить
коррекционно-развивающую работу

Развитие у обучающихся
познавательной активности,
самостоятельности, инициативы,
творческих способностей, формирование
гражданской позиции, способности к
труду и жизни в условиях современного
мира, формирование у обучающихся
культуры здорового и безопасного
образа жизни

Формирование и реализация
программ развития универсальных
учебных действий, образцов и ценностей
социального поведения, навыков
поведения в мире виртуальной реальности
и социальных сетях, формирование
толерантности и позитивных образцов
поликультурного общения

Формирование системы
регуляции поведения и деятельности
обучающихся

Необходимые умения

Владеть профессиональной установкой
на оказание помощи любому ребенку
вне зависимости от его реальных
учебных возможностей, особенностей
в поведении, состояния психического
и физического здоровья

Использовать в практике своей работы
психологические подходы:
культурно-исторический, деятельностный
и развивающий

Осуществлять (совместно с психологом
и другими специалистами)
психолого-педагогическое сопровождение
основных общеобразовательных программ

Понимать документацию специалистов
(психологов, дефектологов, логопедов
и т.д.)

Составить (совместно с психологом
и другими специалистами)
психолого-педагогическую характеристику
(портрет) личности обучающегося

Разрабатывать и реализовывать
индивидуальные образовательные
маршруты, индивидуальные программы
развития и индивидуально-ориентированные
образовательные программы с учетом
личностных и возрастных особенностей
обучающихся

Владеть стандартизированными
методами психодиагностики личностных
характеристик и возрастных особенностей
обучающихся

Оценивать образовательные результаты:
формируемые в преподаваемом предмете
предметные и метапредметные компетенции,
а также осуществлять (совместно с
психологом) мониторинг личностных
характеристик

Формировать детско-взрослые
сообщества

Необходимые знания

Педагогические
закономерности организации
образовательного процесса

Законы развития
личности и проявления личностных
свойств, психологические законы
периодизации и кризисов развития

Теория и технологии
учета возрастных особенностей
обучающихся

Закономерности
формирования детско-взрослых сообществ,
их социально-психологических
особенности и закономерности развития
детских и подростковых сообществ

Основные закономерности
семейных отношений, позволяющие
эффективно работать с родительской
общественностью

Основы психодиагностики
и основные признаки отклонения в
развитии детей

Социально-психологические
особенности и закономерности развития
детско-взрослых сообществ

Другие характеристики

Соблюдение правовых,
нравственных и этических норм,
требований профессиональной этики

3.2. Обобщенная
трудовая функция

Наименование

Педагогическая
деятельность по проектированию и
реализации

основных общеобразовательных
программ

Код

B

Уровень
квалификации

5
– 6

Происхождение
обобщенной трудовой функции

Оригинал

X

Заимствовано
из оригинала

Код
оригинала

Регистрационный
номер профессионального стандарта

Возможные
наименования должностей

Учитель,

Воспитатель

Требования
к образованию и обучению

Высшее образование или
среднее профессиональное образование
по направлениям подготовки «Образование
и педагогика» или в области,
соответствующей преподаваемому
предмету (с последующей профессиональной
переподготовкой по профилю
педагогической деятельности), либо
высшее образование или среднее
профессиональное образование и
дополнительное профессиональное
образование по направлению деятельности
в образовательной организации

Требования
к опыту практической работы

Требования к опыту
практической работы не предъявляются

Особые
условия допуска к работе

К педагогической
деятельности не допускаются лица:

лишенные
права заниматься педагогической
деятельностью в соответствии с
вступившим в законную силу приговором
суда;

имеющие или
имевшие судимость за преступления,
состав и виды которых установлены
законодательством Российской
Федерации;

признанные
недееспособными в установленном
федеральным законом порядке;

имеющие заболевания,
предусмотренные установленным
перечнем

Дополнительные характеристики

Наименование
документа

Код

Наименование
базовой группы, должности (профессии)
или специальности

ОКЗ

2320

Преподаватели в
средней школе

2340

Преподаватели в
системе специального образования

3310

Преподавательский
персонал начального образования

3320

Персонал дошкольного
воспитания и образования

3330

Преподавательский
персонал специального обучения

ЕКС

Учитель

Воспитатель

ОКСО

050000

Образование и педагогика

3.2.1. Трудовая функция

Наименование

Педагогическая деятельность
по реализации программ дошкольного
образования

Код

B/01.5

Уровень
(подуровень) квалификации

5

Происхождение
трудовой функции

Оригинал

X

Заимствовано
из оригинала

Код
оригинала

Регистрационный
номер

профессионального
стандарта

Трудовые действия

Участие в разработке
основной общеобразовательной программы
образовательной организации в
соответствии с федеральным
государственным образовательным
стандартом дошкольного образования

Участие в создании безопасной
и психологически комфортной
образовательной среды образовательной
организации через обеспечение
безопасности жизни детей, поддержание
эмоционального благополучия ребенка
в период пребывания в образовательной
организации

Планирование и реализация
образовательной работы в группе детей
раннего и/или дошкольного возраста
в соответствии с федеральными
государственными образовательными
стандартами и основными образовательными
программами

Организация и проведение
педагогического мониторинга освоения
детьми образовательной программы и
анализ образовательной работы в
группе детей раннего и/или дошкольного
возраста

Участие в планировании и
корректировке образовательных задач
(совместно с психологом и другими
специалистами) по результатам
мониторинга с учетом индивидуальных
особенностей развития каждого ребенка
раннего и/или дошкольного возраста

Реализация педагогических
рекомендаций специалистов (психолога,
логопеда, дефектолога и др.) в работе
с детьми, испытывающими трудности в
освоении программы, а также с детьми
с особыми образовательными потребностями

Развитие профессионально
значимых компетенций, необходимых
для решения образовательных задач
развития детей раннего и дошкольного
возраста с учетом особенностей
возрастных и индивидуальных особенностей
их развития

Формирование психологической
готовности к школьному обучению

Создание позитивного
психологического климата в группе и
условий для доброжелательных отношений
между детьми, в том числе принадлежащими
к разным национально-культурным,
религиозным общностям и социальным
слоям, а также с различными (в том
числе ограниченными) возможностями
здоровья

Организация видов
деятельности, осуществляемых в раннем
и дошкольном возрасте: предметной,
познавательно-исследовательской,
игры (ролевой, режиссерской, с правилом),
продуктивной; конструирования,
создания широких
возможностей для развития свободной
игры детей, в том числе обеспечение
игрового времени и пространства

Организация конструктивного
взаимодействия детей в разных видах
деятельности, создание условий для
свободного выбора детьми деятельности,
участников совместной деятельности,
материалов

Активное использование
недирективной помощи и поддержка
детской инициативы и самостоятельности
в разных видах деятельности

Организация образовательного
процесса на основе непосредственного
общения с каждым ребенком с учетом
его особых образовательных потребностей

Необходимые умения

Организовывать виды
деятельности, осуществляемые в раннем
и дошкольном возрасте: предметная,
познавательно-исследовательская,
игра (ролевая, режиссерская, с правилом),
продуктивная; конструирование,
создания широких
возможностей для развития свободной
игры детей, в том числе обеспечения
игрового времени и пространства

Применять методы физического,
познавательного и личностного развития
детей раннего и дошкольного возраста
в соответствии с образовательной
программой организации

Использовать методы и
средства анализа психолого-педагогического
мониторинга, позволяющие оценить
результаты освоения детьми
образовательных программ, степень
сформированности у них качеств,
необходимых для дальнейшего обучения
и развития на следующих уровнях
обучения

Владеть всеми видами
развивающих деятельностей дошкольника
(игровой, продуктивной,
познавательно-исследовательской)

Выстраивать партнерское
взаимодействие с родителями (законными
представителями) детей раннего и
дошкольного возраста для решения
образовательных задач, использовать
методы и средства для их
психолого-педагогического просвещения

Владеть
ИКТ-компетентностями, необходимыми
и достаточными для планирования,
реализации и оценки образовательной
работы с детьми раннего и дошкольного
возраста

Необходимые знания

Специфика дошкольного
образования и особенностей организации
работы с детьми раннего и дошкольного
возраста

Основные психологические
подходы: культурно-исторический,
деятельностный и личностный; основы
дошкольной педагогики, включая
классические системы дошкольного
воспитания

Общие закономерности
развития ребенка в раннем и дошкольном
возрасте

Особенности становления
и развития детских деятельностей в
раннем и дошкольном возрасте

Основы теории физического,
познавательного и личностного
развития детей раннего и дошкольного
возраста

Современные тенденции
развития дошкольного образования

Другие характеристики

Соблюдение правовых,
нравственных и этических норм,
требований профессиональной этики

3.2.2. Трудовая функция

Наименование

Педагогическая деятельность
по реализации программ начального
общего образования

Код

B/02.6

Уровень
(подуровень) квалификации

6

Происхождение
трудовой функции

Оригинал

X

Заимствовано
из оригинала

Код
оригинала

Регистрационный
номер

профессионального
стандарта

Трудовые действия

Проектирование образовательного
процесса на основе федерального
государственного образовательного
стандарта начального общего образования
с учетом особенностей социальной
ситуации развития первоклассника в
связи с переходом ведущей деятельности
от игровой к учебной

Формирование у детей
социальной позиции обучающихся на
всем протяжении обучения в начальной
школе

Формирование метапредметных
компетенций, умения учиться и
универсальных учебных действий до
уровня, необходимого для освоения
образовательных программ основного
общего образования

Объективная
оценка успехов и возможностей
обучающихся с учетом неравномерности
индивидуального психического развития
детей младшего школьного возраста,
а также своеобразия динамики развития
учебной деятельности мальчиков и
девочек

Организация
учебного процесса с учетом своеобразия
социальной ситуации развития
первоклассника

Корректировка учебной
деятельности исходя из данных
мониторинга образовательных результатов
с учетом неравномерности индивидуального
психического развития детей младшего
школьного возраста (в том числе в силу
различий в возрасте, условий дошкольного
обучения и воспитания), а также
своеобразия динамики развития
мальчиков и девочек

Проведение
в четвертом классе начальной школы
(во взаимодействии с психологом)
мероприятий по профилактике возможных
трудностей адаптации детей к
учебно-воспитательному процессу в
основной школе

Необходимые умения

Реагировать
на непосредственные по форме обращения
детей к учителю и распознавать за
ними серьезные личные проблемы

Ставить различные виды
учебных задач (учебно-познавательных,
учебно-практических, учебно-игровых)
и организовывать их решение (в
индивидуальной или групповой форме)
в соответствии с уровнем познавательного
и личностного развития детей младшего
возраста, сохраняя при этом баланс
предметной и метапредметной составляющей
их содержания

Во взаимодействии с
родителями (законными представителями),
другими педагогическими работниками
и психологами проектировать и
корректировать индивидуальную
образовательную траекторию обучающегося
в соответствии с задачами достижения
всех видов образовательных результатов
(предметных, метапредметных и
личностных), выходящими за рамки
программы начального общего образования

Необходимые знания

Основные и актуальные для
современной системы образования
теории обучения, воспитания и развития
детей младшего школьного возрастов

Федеральные государственные
образовательные стандарты и содержание
примерных основных образовательных
программ

Дидактические
основы, используемые в учебно-воспитательном
процессе образовательных технологий

Существо заложенных в
содержании используемых в начальной
школе учебных задач обобщенных
способов деятельности и системы
знаний о природе, обществе, человеке,
технологиях

Особенности региональных
условий, в которых реализуется
используемая основная образовательная
программа начального общего образования

Другие характеристики

Соблюдение правовых,
нравственных и этических норм,
требований профессиональной этики

3.2.3.
Трудовая функция

Наименование

Педагогическая деятельность
по реализации программ основного и
среднего общего образования

Код

B/03.6

Уровень
(подуровень) квалификации

6

Происхождение
трудовой функции

Оригинал

X

Заимствовано
из оригинала

Код
оригинала

Регистрационный
номер

профессионального
стандарта

Трудовые действия

Формирование общекультурных
компетенций и понимания места предмета
в общей картине мира

Определение на основе
анализа учебной деятельности
обучающегося оптимальных (в том или
ином предметном образовательном
контексте) способов его обучения и
развития

Определение совместно с
обучающимся, его родителями (законными
представителями), другими участниками
образовательного процесса
(педагог-психолог, учитель-дефектолог,
методист и т. д.) зоны его ближайшего
развития, разработка и реализация
(при необходимости) индивидуального
образовательного маршрута и
индивидуальной программы развития
обучающихся

Планирование специализированного
образовательного процесса для группы,
класса и/или отдельных контингентов
обучающихся с выдающимися способностями
и/или особыми образовательными
потребностями на основе имеющихся
типовых программ и собственных
разработок с учетом специфики состава
обучающихся, уточнение и модификация
планирования

Применение специальных
языковых программ (в том числе русского
как иностранного), программ повышения
языковой культуры, и развития навыков
поликультурного общения

Совместное с учащимися
использование иноязычных источников
информации, инструментов перевода,
произношения

Организация олимпиад,
конференций, турниров математических
и лингвистических игр в школе и др.

Необходимые умения

Применять современные
образовательные технологии, включая
информационные, а также цифровые
образовательные ресурсы

Проводить учебные занятия,
опираясь на достижения в области
педагогической и психологической
наук, возрастной физиологии и школьной
гигиены, а также современных
информационных технологий и методик
обучения

Планировать и осуществлять
учебный процесс в соответствии с
основной общеобразовательной
программой

Разрабатывать рабочую
программу по предмету, курсу на основе
примерных основных общеобразовательных
программ и обеспечивать ее выполнение

Организовать самостоятельную
деятельность обучающихся, в том числе
исследовательскую

Разрабатывать и реализовывать
проблемное обучение, осуществлять
связь обучения по предмету (курсу,
программе) с практикой, обсуждать с
обучающимися актуальные события
современности

Осуществлять контрольно-оценочную
деятельность в образовательном
процессе

Использовать современные
способы оценивания в условиях
информационно-коммуникационных
технологий (ведение электронных форм
документации, в том числе электронного
журнала и дневников обучающихся)

Использовать разнообразные
формы, приемы, методы и средства
обучения, в том числе по индивидуальным
учебным планам, ускоренным курсам в
рамках федеральных государственных
образовательных стандартов основного
общего образования и среднего общего
образования

Владеть основами работы с
текстовыми редакторами, электронными
таблицами, электронной почтой и
браузерами, мультимедийным оборудованием

Владеть методами убеждения,
аргументации своей позиции

Устанавливать контакты с
обучающимися разного возраста и их
родителями (законными представителями),
другими педагогическими и иными
работниками

Владеть технологиями
диагностики причин конфликтных
ситуаций, их профилактики и разрешения

Необходимые знания

Основы общетеоретических
дисциплин в объеме, необходимых для
решения педагогических, научно-методических
и организационно-управленческих
задач (педагогика, психология,
возрастная физиология; школьная
гигиена; методика преподавания
предмета)

Программы и учебники по
преподаваемому предмету

Теория и методы управления
образовательными системами, методика
учебной и воспитательной работы,
требования к оснащению и оборудованию
учебных кабинетов и подсобных помещений
к ним, средства обучения и их
дидактические возможности

Современные педагогические
технологии реализации компетентностного
подхода с учетом возрастных и
индивидуальных особенностей обучающихся

Методы и технологии
поликультурного, дифференцированного
и развивающего обучения

Основы экологии, экономики,
социологии

Правила внутреннего
распорядка

Правила по охране труда и
требования к безопасности образовательной
среды

Другие характеристики

Соблюдение правовых,
нравственных и этических норм,
требований профессиональной этики

3.2.4.
Трудовая функция

Наименование

Модуль «Предметное обучение.
Математика»

Код

B/04.6

Уровень
(подуровень) квалификации

6

Происхождение
трудовой функции

Оригинал

X

Заимствовано
из оригинала

Код
оригинала

Регистрационный
номер

профессионального
стандарта

Трудовые действия

Формирование способности
к логическому рассуждению и коммуникации,
установки на использование этой
способности, на ее ценность

Формирование способности
к постижению основ математических
моделей реального объекта или процесса,
готовности к применению моделирования
для построения объектов и процессов,
определения или предсказания их
свойств

Формирование конкретных
знаний, умений и навыков в области
математики и информатики

Формирование внутренней
(мысленной) модели математической
ситуации (включая пространственный
образ)

Формирование у обучающихся
умения проверять математическое
доказательство, приводить опровергающий
пример

Формирование у обучающихся
умения выделять подзадачи в задаче,
перебирать возможные варианты объектов
и действий

Формирование у обучающихся
умения пользоваться заданной
математической моделью, в частности,
формулой, геометрической конфигурацией,
алгоритмом, оценивать возможный
результат моделирования (например –
вычисления)

Формирование материальной
и информационной образовательной
среды, содействующей развитию
математических способностей каждого
ребенка и реализующей принципы
современной педагогики

Формирование у обучающихся
умения применять средства
информационно-коммуникационных
технологий в решении задачи там, где
это эффективно

Формирование способности
преодолевать интеллектуальные
трудности, решать принципиально новые
задачи, проявлять уважение к
интеллектуальному труду и его
результатам

Сотрудничество с другими
учителями математики и информатики,
физики, экономики, языков и др.

Развитие инициативы
обучающихся по использованию математики

Профессиональное использование
элементов информационной образовательной
среды с учетом возможностей применения
новых элементов такой среды,
отсутствующих в конкретной
образовательной организации

Использование в работе с
детьми информационных ресурсов, в
том числе ресурсов дистанционного
обучения, помощь детям в освоении и
самостоятельном использовании этих
ресурсов

Содействие в подготовке
обучающихся к участию в математических
олимпиадах, конкурсах, исследовательских
проектах, интеллектуальных марафонах,
шахматных турнирах и ученических
конференциях

Формирование и поддержание
высокой мотивации и развитие способности
обучающихся к занятиям математикой,
предоставление им подходящих заданий,
ведение кружков, факультативных и
элективных курсов для желающих и
эффективно работающих в них обучающихся

Предоставление информации
о дополнительном образовании,
возможности углубленного изучения
математики в других образовательных
и иных организациях, в том числе с
применением дистанционных образовательных
технологий

Консультирование обучающихся
по выбору профессий и специальностей,
где особо необходимы знания математики

Содействие формированию
у обучающихся позитивных эмоций от
математической деятельности, в том
числе от нахождения ошибки в своих
построениях как источника улучшения
и нового понимания

Выявление совместно с
обучающимися недостоверных и
малоправдоподобных данных

Формирование позитивного
отношения со стороны всех обучающихся
к интеллектуальным достижениям
одноклассников независимо от
абсолютного уровня этого достижения

Формирование представлений
обучающихся о полезности знаний
математики вне зависимости от избранной
профессии или специальности

Ведение диалога с обучающимся
или группой обучающихся в процессе
решения задачи, выявление сомнительных
мест, подтверждение правильности
решения

Необходимые умения

Совместно с обучающимися
строить логические рассуждения
(например, решение задачи) в математических
и иных контекстах, понимать рассуждение
обучающихся

Анализировать предлагаемое
обучающимся рассуждение с результатом:
подтверждение его правильности или
нахождение ошибки и анализ причин ее
возникновения; помощь обучающимся в
самостоятельной локализации ошибки,
ее исправлении; оказание помощи в
улучшении (обобщении, сокращении,
более ясном изложении) рассуждения

Формировать у обучающихся
убеждение в абсолютности математической
истины и математического доказательства,
предотвращать формирование модели
поверхностной имитации действий,
ведущих к успеху, без ясного понимания
смысла; поощрять выбор различных
путей в решении поставленной задачи

Решать задачи элементарной
математики соответствующей ступени
образования, в том числе те новые,
которые возникают в ходе работы с
обучающимися, задачи олимпиад (включая
новые задачи регионального этапа
всероссийской олимпиады)

Совместно с обучающимися
применять методы и приемы понимания
математического текста, его анализа,
структуризации, реорганизации,
трансформации

Совместно с обучающимися
проводить анализ учебных и жизненных
ситуаций, в которых можно применить
математический аппарат и математические
инструменты (например, динамические
таблицы), то же – для идеализированных
(задачных) ситуаций, описанных текстом

Совместно с обучающимися
создавать и использовать наглядные
представления математических объектов
и процессов, рисуя наброски от руки
на бумаге и классной доске, с помощью
компьютерных инструментов на экране,
строя объемные модели вручную и на
компьютере (с помощью 3D-принтера)

Организовывать исследования
– эксперимент, обнаружение
закономерностей, доказательство в
частных и общем случаях

Проводить различия между
точным и (или) приближенным математическим
доказательством, в частности,
компьютерной оценкой, приближенным
измерением, вычислением и др.

Поддерживать баланс между
самостоятельным открытием, узнаванием
нового и технической тренировкой,
исходя из возрастных и индивидуальных
особенностей каждого обучающегося,
характера осваиваемого материала

Владеть
основными математическими компьютерными
инструментами:

визуализации
данных, зависимостей, отношений,
процессов, геометрических объектов;

вычислений
– численных и символьных;

обработки
данных (статистики);

экспериментальных лабораторий
(вероятность, информатика)

Квалифицированно набирать
математический текст

Использовать
информационные источники, следить
за последними открытиями в области
математики и знакомить с ними
обучающихся

Обеспечивать помощь
обучающимся, не освоившим необходимый
материал (из всего курса математики),
в форме предложения специальных
заданий, индивидуальных консультаций
(в том числе дистанционных); осуществлять
пошаговый контроль выполнения
соответствующих заданий, при
необходимости прибегая к помощи
других педагогических работников, в
частности тьюторов

Обеспечивать коммуникативную
и учебную «включенности» всех учащихся
в образовательный процесс (в частности,
понимание формулировки задания,
основной терминологии, общего смысла
идущего в классе обсуждения)

Работать с родителями
(законными представителями), местным
сообществом по проблематике
математической культуры

Необходимые знания

Основы математической
теории и перспективных направлений
развития современной математики

Представление о широком
спектре приложений математики и
знание доступных обучающимся
математических элементов этих
приложений

Теория и методика преподавания
математики

Специальные подходы
и источники информации для обучения
математике детей, для которых русский
язык не является родным и ограниченно
используется в семье и ближайшем
окружении

Другие характеристики

Соблюдение правовых,
нравственных и этических норм,
требований профессиональной этики

3.2.5.
Трудовая функция

Наименование

Модуль «Предметное обучение.
Русский язык»

Код

B/05.6

Уровень
(подуровень) квалификации

6

Происхождение
трудовой функции

Оригинал

X

Заимствовано
из оригинала

Код
оригинала

Регистрационный
номер

профессионального
стандарта

Трудовые действия

Обучение методам понимания
сообщения: анализ, структуризация,
реорганизация, трансформация,
сопоставление с другими сообщениями,
выявление необходимой для анализирующего
информации

Осуществление совместно
с обучающимися поиска и обсуждения
изменений в языковой реальности и
реакции на них социума, формирование
у обучающихся «чувства меняющегося
языка»

Использование совместно
с обучающимися источников языковой
информации для решения практических
или познавательных задач, в частности,
этимологической информации, подчеркивая
отличия научного метода изучения
языка от так называемого «бытового»
подхода («народной лингвистики»)

Формирование культуры
диалога через организацию устных и
письменных дискуссий по проблемам,
требующим принятия решений и разрешения
конфликтных ситуаций

Организация публичных
выступлений обучающихся, поощрение
их участия в дебатах на школьных
конференциях и других форумах, включая
интернет-форумы и интернет-конференции

Формирование установки
обучающихся на коммуникацию в
максимально широком контексте, в том
числе в гипермедиа-формате

Стимулирование сообщений
обучающихся о событии или объекте
(рассказ о поездке, событии семейной
жизни, спектакле и т.п.), анализируя
их структуру, используемые языковые
и изобразительные средства

Обсуждение с обучающимися
образцов лучших произведений
художественной и научной прозы,
журналистики, рекламы и т.п.

Поощрение индивидуального
и коллективного литературного
творчества обучающихся

Поощрение участия обучающихся
в театральных постановках, стимулирование
создания ими анимационных и других
видеопродуктов

Моделирование видов
профессиональной деятельности, где
коммуникативная компетентность
является основным качеством работника,
включая в нее заинтересованных
обучающихся (издание школьной газеты,
художественного или научного альманаха,
организация школьного радио и
телевидения, разработка сценария
театральной постановки или видеофильма
и т.д.)

Формирование у обучающихся
умения применения в практике устной
и письменной речи норм современного
литературного русского языка

Формирование у обучающихся
культуры ссылок на источники
опубликования, цитирования,
сопоставления, диалога с автором,
недопущения нарушения авторских прав

Необходимые умения

Владеть методами и приемами
обучения русскому языку, в том числе
как не родному

Использовать специальные
коррекционные приемы обучения для
детей с ограниченными возможностями
здоровья

Вести постоянную работу с
семьями обучающихся и местным
сообществом по формированию речевой
культуры, фиксируя различия местной
и национальной языковой нормы

Проявлять позитивное
отношение к местным языковым явлениям,
отражающим культурно-исторические
особенности развития региона

Проявлять позитивное
отношение к родным языкам обучающихся

Давать этическую и
эстетическую оценку языковых проявлений
в повседневной жизни: интернет-языка,
языка субкультур, языка СМИ, ненормативной
лексики

Поощрять формирование
эмоциональной и рациональной
потребности обучающихся в коммуникации
как процессе, жизненно необходимом
для человека

Необходимые знания

Основы лингвистической
теории и перспективных направлений
развития современной лингвистики

Представление о широком
спектре приложений лингвистики и
знание доступных обучающимся
лингвистических элементов этих
приложений

Теория и методика преподавания
русского языка

Контекстная языковая норма

Стандартное общерусское
произношение и лексика, их отличия
от местной языковой среды

Другие характеристики

Соблюдение правовых,
нравственных и этических норм,
требований профессиональной этики

IV.
Сведения об организациях-разработчиках

профессионального
стандарта

4.1. Ответственная
организация –
разработчик

Государственное
бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
города Москвы «Московский городской
психолого-педагогический университет»

Ректор Рубцов Виталий
Владимирович

4.2.
Наименования организаций –

разработчиков

1

Государственное бюджетное
образовательное учреждение города
Москвы Центр образования № 109

1

Общероссийский
классификатор занятий.

2

Общероссийский
классификатор видов экономической
деятельности.

3

 Приказ
Минздравсоцразвития России от 26 августа
2010 г. № 761н «Об утверждении Единого
квалификационного справочника должностей
руководителей, специалистов и служащих,
раздел «Квалификационные характеристики
должностей работников образования»
(зарегистрировано в Минюсте России 6
октября 2010 г. № 18638).

4

Общероссийский
классификатор специальностей по
образованию.

Х