Профессиональные стандарты

Интеллектуальная система развития уровня современности квалификаций,
персонализации образовательных траекторий развития в режиме - 24/360°

Профессиограмма «Структура деятельности: Руководство учителями»

Структура деятельности (знания и умения, необходимые для успешного выполнения деятельности):

Руководство учителями:

I. Сбор и обработка первичной информации

  1. Изучение личности и особенностей учителей (личное дело, состояние здоровья, педагогическая характеристика). Знание психологии личности, физиологических основ научной организации труда.
  2. Изучение современных требований, предъявляемых к личности и профессиональным качествам учителей (нормативные документы, психолого-педагогическая литература). Знание нормативных, директивных документов, психологии учителя и педагогического труда.
  3. Изучение учебного плана и характеристики с предшествующего места работы учителей. Умение работать со школьной документацией. Анализ состояния учебно-воспитательной работы учителя.        Знание критериев оценки учебно- воспитательной работы.
  4. Изучение запросов и возможностей учителей в организации учебно-воспитательной работ. Знание методов социальных и педагогических исследований, умение с помощью специально разработанной методики определить запросы и возможности учителей.

II. Постановка цели

Постановка конкретных целей на определенный срок в соответствии с общими целями образования и воспитания, стоящими перед школой, с учетом задач, выдвигаемых перед школой вышестоящими отделами народного образования и возможностями данного педколлектива. Знание общих целей воспитания и обучения, современных задач, стоящих перед школой, и конкретных требований, выдвигаемых на каждый учебный год.

III. Планирование деятельности

  1. Составление перспективного и годового плана. Знание научных основ планирования, структуры и возможных схем планов, умение конкретизировать общие задачи в реальные направления работы школы.
  2. Составление планов текущей работы пед.коллектива (календарные планы). Знание календаря знаменательных дат, умение выделить главное звено на каждый отрезок времени работы школы.

IV. Организация деятельности в соответствии с поставленными целями

  1. Доведение поставленных целей до педколлектива.        Умение четко, логически ясно, эмоционально формулировать задачи, ораторские умения.
  2. Изучение и анализ школьной документации (классные журналы, поурочные и тематические планы и т.д.). Знание основ документалистики, умение составить программу изучения, фиксировать свои наблюдения и данные анализа.
  3. Изучение и анализ преподавания (посещение уроков, экскурсий, факультативных занятий).        Знание основ дидактики, современных требований к уроку, особенностей современных учебных программ и объяснительных записок, графика прохождения учебного материала, перечня необходимых учебных экскурсий, практических и лабораторных работ, знание общих требований к анализу уроков, экскурсий, факультативных занятий, умение анализировать учебные занятия.
  4. Изучение и анализ уровня знаний и уровня воспитанности учащихся как результата деятельности учителя.        Знание основ законодательства, законов о труде, нормативных документов, умение составлять и оформлять правовые документы.
  5. Распорядительная деятельность по нормированию педагогического труда (приказы, утверждение расписаний, графиков).        Знание основ научной организации труда, основ научной организации, умственного труда, основ научной организации педагогического труда знание школьной гигиены, школоведения, правил внутреннего распорядка. Умение организовать жизнь школы, педагогического коллектива, ритмичное решение задач.
  6. Распорядительная деятельность по организации режима, способствующего наиболее эффективному протеканию учебного процесса (расписание уроков, звонков, организация горячего питания, организация дежурств). Знание теории управления, практики проведения деловых совещаний, нормативных документов о правах и обязанностях педсовета, о методической работе. Умение подготовить и провести совещание, собрание, умение председательствовать на собрании, обобщать высказанные мнения.
  7. Инструктивная деятельность по повышению квалификации (совещания при директоре, педсоветы и т.д.). Знание видов учебного оборудования и дидактической техники, документов о материально-техническом снабжении школы, знание существующих каталогов, порядка создания материально-технической базы школы, знание требований к оборудованию кабинетов. Умение распределять ассигнования, умение выбрать направления в материально-техническом снабжении школы, умение спланировать перспективы материально-технического развития школы.
  8. Обеспечение материально-технической базы школы. Знание социальной психологии, социально-психологических основ руководства коллективами, знание теории формирования коллектива, знание основ современного стиля руководства школой, умение создать атмосферу коллективизма, взаимопомощи, умение создавать демократический, рабочий, доброжелательный стиль в учреждении.
  9. Создание благоприятного психологического климата для нормального протекания учебно-воспитательного процесса (стиль работы директора, его манеры, создания духа коллективизма, самокритичность).        

V. Контроль результатов деятельности и анализ итогов

  1. Анализ результатов учебно-воспитательного процесса (анализ контрольных работ, результатов экзаменов, итоговых выставок).        Знание современных требований к учебно-воспитательному процессу, знание разделов дидактики и теории воспитания, связанных с учетом и контролем; знание требований к школьной учебной документации, умение проанализировать итоги учебно-воспитательной работы.
  2. Анализ эффективности методов контроля и руководства учебно-воспитательным процессом, итогов собственной деятельности и деятельности коллектива с планом. Знание школоведения, нормативных документов о руководстве и контроле. Умение делать выводы на основе тетрадей посещенных уроков, умение анализировать планы руководства к контроля.
Х