Профессиональные стандарты

Интеллектуальная система развития уровня современности квалификаций,
персонализации образовательных траекторий развития в режиме - 24/360°

Профессиограмма «Руководство учениками»

Руководство учениками:

I. Сбор и обработка первичной информации

  1. Изучение состава учащихся школы (возрастной, половой, количество второгодников, социальный, общие данные о состоянии здоровья учащихся). Знание физиологических основ детского возраста, возрастной психологии, умение организовать и обработать статистические сведения.
  2. Изучение качества знаний за предшествующие годы. Знание основ дидактики, показателей качественного и количественного состояния успеваемости. Умение нацелить коллектив на определение уровней готовности учащихся к обучению.
  3. Изучение уровня воспитанности учащихся и особенностей классных коллективов. Знание теории воспитания, современных критериев уровня воспитанности, знание материалов о детских общественных организациях. Умение выбрать главные, определяющие моменты, влияющие на воспитательный уровень учреждения.
  4. Изучение состояния работы с трудными детьми (перечень, количество правонарушений, профилактика). Знание психологии и педагогики трудных подростков, вопросов их перевоспитания и самовоспитания. Умение определить и обобщить все факторы, влияющие на развитие личности трудных подростков.
  5. Изучение интересов, запросов и возможностей учащихся, уровня их общественной активности.        Знание теории воспитания, теории формирования познавательных интересов. Знание методики выявления запросов и интересов учащихся, умение ею пользоваться.
  6. Изучение воспитательных возможностей школы и окружающих учреждений. Знание теории и практики коммунистического воспитания, передового опыта воспитательной работы, умение учесть все возможности школы и окружающих учреждений.

II. Постановка цели

  1. Постановка конкретных воспитательных целей на определенный срок в соответствии с общими целями гуманистического воспитания.        Знание директивных и нормативных документов о воспитании и обучении учащихся. Знание опыта учебно-воспитательной работы с учащимися. Умение выделить главное, ведущее направление, через которое можно воздействовать на всестороннее развитие личности учащихся.

III. Планирование деятельности

  1. Оказание помощи в составлении планов подготовки к юбилейным датам, плана работы библиотеки.        Знание принципов научных основ и структуры планов работы различных категорий работников школы. Умение анализировать, изучать и корректировать планы и другие документы.
  2. Определение общего направления, структуры и основных разделов планов работ воспитателей и классных руководителей. Знание теории воспитания и опыта учебно-воспитательной работы; умение, исходя из особенностей школы, использовать передовой педагогический опыт.
  3. Определение основных направлений развития познавательных интересов учащихся. Знание теории формирования познавательных интересов, умение найти методы и средства развития познавательных интересов в условиях конкретной школы и класса.

IV. Организация деятельности в соответствии с поставленными целями и корригирование этой деятельности

  1. Доведение целей, поставленных школой, до ученического коллектива.        Знание директивных, нормативных документов, понимание смысла руководящих указаний, знание особенностей ученического коллектива и его возможностей, умение ораторского искусства.
  2. Изучение и анализ документации, отражающей учебную деятельность учащихся (классные журналы, ученические дневники, тетради, самостоятельные и творческие и экзаменационные работы).        Знание современных требований к школьной документации, отражающей учебную деятельность, знание соответствующих разделов дидактики. Умение планировать изучение этих документов, анализировать их и сводить данные в количественные таблицы.
  3. Изучение и анализ учения учащихся (посещение уроков, индивидуальных занятий и других форм учебных занятий), выявление организованности, дисциплины, отношения к изучаемым предметам.        Знание современных требований к урокам, к деятельности ученика на уроке, к его обучаемости. Умение наблюдать за поведением учащихся, проводить беседу с ними, анализировать данные, полученные на уроке и в процессе наблюдения.
  4. Изучение и анализ качества знаний учащихся, степень их продвижения, развития, влияние на учащихся воспитывающего характера обучения. Знание объяснительных записок, современных требований, предъявляемых дидактикой и частными методиками к знаниям учащихся. Умение проверять качество знаний, анализировать итоги проверок, реализовать свои требования.
  5. Организация общешкольной деятельности учащихся, оказание помощи и руководство общешкольными мероприятиями. Знание теории воспитания, директивных, нормативных, государственных и документов. Знание практики организации воспитательной работы.
  6. Руководство детскими общественными организациями. Коммуникативные умения общения с учащимися.
  7. Руководство общешкольным активом (его деятельностью, его обучением, системой сменяемости, порядком распределения поручений).        Знание теории воспитания, основ самоуправления, теории формирования детского коллектива, методики работы с активом, современных требований к работе с активом.  Умение добиваться поставленной цели, организовать коллектив педагогов на тактичное и последовательное сотрудничество с активом.
  8. Руководство направлениями воспитательной работы через педагогический и ученический коллективы (нравственным, трудовым, эстетическим, физическим и умственным воспитанием). Знание теории воспитания, отдельных направлений воспитательной работы, методов воспитательного воздействия. Знание педагогической литературы, описывающей передовой педагогический опыт воспитательной работы и формы работы. Знание воспитательных возможностей каждого члена педколлектива. Умение выбрать главное направление в воспитательной работе. Умение руководить воспитательными воздействиями педагогов.
  9. Руководство развитием одаренных и способных учащихся (организация проведения олимпиад, конкурсов, научных ученических обществ и т.д.). Знание психологии способностей, индивидуальных особенностей учащихся. Знание форм работы с одаренными детьми, умение организовать такую работу.
  10. Руководство индивидуальной и дифференцированной работой со слабыми, неуспевающими учащимися, организация работы по предупреждению второгодничества. Знание психологических особенностей работы с неуспевающими. Знание разделов дидактики и частных методик, связанных с индивидуальным подходом, дифференцированным обучением учащихся. Знание форм и методов индивидуальной работы, умение организовать индивидуальную работу, анализировать ее итоги.
  11. Руководство и организация работы с трудными детьми, профилактика правонарушений, безнадзорности. Знание возрастных, психологических и физиологических особенностей учащихся, знание теории перевоспитания трудных школьников, форм и методов работы с ними, знание законодательства, умение работать с трудными детьми.
  12. Распорядительная деятельность по организации порядка в школе (организация ученического дежурства). Знание НОТ учащихся, умение организовать, упорядочить деятельность учеников.
  13. Распорядительная деятельность по нормированию ученического труда, предупреждения перегрузки домашними заданиями и общественными поручениями. Знание НОТ учащихся, школьной гигиены, нормативных документов о допустимой нагрузке учащихся. Умение координировать деятельность педагогов по внедрению НОТ учащихся.
  14. Инструктивная деятельность по внедрению правил поведения учащихся. Знание нормативных документов о правилах поведения учащихся и внедрении сознательной дисциплины. Знание форм поощрения и наказания, соревнований, методов воспитания сознательной дисциплины. Знание норм культуры поведения. Умение привить дисциплину труда и добиться выполнения правил поведения.

V. Контроль результатов деятельности и анализ итогов работы с учащимися

  1. Анализ результатов учебно-воспитательной работы с позиций единства обучения, развития и воспитания учащихся. Знание дидактики и теории воспитания, современных критериев оценки учебно-воспитательной работы, умение анализировать результаты учебно-воспитательной работы.
  2. Анализ эффективности методов руководства, контроля и взаимосвязи с ученическим коллективом и отдельными учениками. Знание методов руководства и контроля за учебной и воспитательной работой учащихся, умение анализировать и делать выводы.
Х