СКАЧАТЬ Полный профстандарт № 13 Специалист по работе с семьей
УТВЕРЖДЕН
приказом
Министерства труда и социальной защиты
Российской Федерации
от
«18» ноября 2013 г. №683н
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ
СТАНДАРТ
Специалист
по работе с семьей
-
Общие
сведения
Предоставление
социально-психологической помощи
семьям и семьям с детьми, находящимися
в трудной жизненной ситуации, кризисной
ситуации, социально опасном положении
|
|
03.009
|
(наименование
вида профессиональной деятельности)
|
Код
|
Основная
цель вида профессиональной деятельности:
|
Оказание
помощи разным типам семей и всесторонней
поддержки семьям с детьми на основе
выявления семейного неблагополучия
с помощью различных технологий,
разработки программы реабилитации,
реинтеграции ребенка и семьи в социум,
с привлечением ближайшего окружения
для изменения отношений между членами
семьи, оздоровления социально-психологической
обстановки в семье, повышения
ответственности родителей за воспитание
детей
|
Группа
занятий:
|
2446
|
Специалисты
в сфере социальных проблем
|
|
|
(код
ОКЗ1)
|
(наименование)
|
(код
ОКЗ)
|
(наименование)
|
Отнесение
к видам экономической деятельности:
|
85.30
|
Предоставление
социальных услуг
|
(код
ОКВЭД2)
|
(наименование
вида экономической деятельности)
|
II.
Описание
трудовых функций, входящих в
профессиональный стандарт
(функциональная
карта вида профессиональной
деятельности)
|
|
Обобщенные
трудовые функции
|
Трудовые
функции
|
код
|
наименование
|
уровень
квалификации
|
наименование
|
код
|
уровень
(подуровень) квалификации
|
А
|
Деятельность
по выявлению разных типов семей и
семей с детьми, находящимися в
трудной жизненной ситуации с целью
оказания им помощи
|
6
|
Выявление
семейного неблагополучия в разных
типах семей и семьях с детьми,
оценивание рисков, определение
причин социального неблагополучия
в семье с детьми, фактов внутрисемейного
насилия
|
А/01.6
|
6
|
Ведение
учета разных типов семей, находящихся
в трудных жизненных ситуациях, в
том числе в замещающих семьях,
передача сведений в распределенный
банк данных регионального и
муниципального уровня системы
учета семей
|
А/02.6
|
Проведение
диагностики отклонений в
функционировании выявленных семей,
оценивание рисков и последствий,
определение возможности активизации
потенциала семей и проведения
социально-психологической
реабилитации
|
А/03.6
|
В
|
Организация
и оказание адресных социально-бытовых,
медико-социальных, психолого-педагогических
и социально-правовых видов помощи
и поддержки разным типам семей и
семьям с детьми, оценка их эффективности
|
7
|
Организация
и оказание всесторонней поддержки
и адресных услуг, определение
видов необходимой помощи детям в
разных типах семей для разрешения
трудной жизненной ситуации,
преодоления неблагополучия,
осуществление на межведомственной
основе оказания различных видов
помощи
|
В/01.7
|
7
7
|
Активизация
потенциала семей и семей с детьми,
поддержка их ресурса и реализация
услуг по организации вывода из
трудной жизненной ситуации
|
В/02.7
|
Осуществление
и восстановление внутрисемейных
связей, организация и проведение
подготовки ребенка к возврату в
кровную семью или устройству в
замещающую семью
|
В/03.7
|
Проведение
мониторинга социокультурного
окружения и условий жизни различных
типов семей и семей с детьми,
планирование программ оказания
разных видов помощи и поддержки с
целью преодоления риска социального
неравенства
|
В/04.7
|
Разработка
социальных проектов и внедрение
их в работу с разными типами семей
и семей с детьми с привлечением
специалистов на межведомственной
основе
|
В/05.7
|
Обеспечение
представительства интересов
несовершеннолетних в суде, различных
учреждениях и организациях в целях
защиты их прав
|
В/06.7
|
III.
Характеристика обобщенных трудовых
функций
3.1.
Обобщенная трудовая функция:
|
Наименование
|
Деятельность
по выявлению разных типов семей и
семей с детьми, находящимися в трудной
жизненной ситуации с целью оказания
помощи
|
Код
|
|
А
|
Уровень
квалификации
|
6
|
|
|
|
|
Происхождение
обобщенной трудовой функции
|
Оригинал
Х
|
Заимствовано
из оригинала
|
|
|
|
|
|
Код
оригинала
|
Регистрационный
номер профессионального стандарта
|
Возможные
наименования должностей
|
Специалист
по работе с семьей
|
|
Требования
к образованию и обучению
|
Высшее
образование по профилю профессиональной
деятельности, рекомендуется обучение
по программам повышения квалификации,
в том числе в форме стажировки
|
Требования
к опыту практической работы
|
—
|
Особые
условия допуска к работе
|
К
работе не допускаются лица, имеющие
или имевшие судимость за преступления,
состав и виды которых установлены
законодательством Российской Федерации
|
Дополнительные
характеристики
|
Классификатор
|
Код
|
Наименование
|
ОКЗ
|
2446
|
Специалисты
в сфере социальных проблем
|
ЕКС3
|
—
|
—
|
ОКСО4
|
040101
|
Социальная
работа
|
050711
|
Социальная
педагогика
|
3.1.1
Трудовая функция
|
Наименование
|
Выявление
семейного неблагополучия в разных
типах семей и семьях с детьми, оценивание
рисков, определение причин социального
неблагополучия в семье с детьми,
фактов внутрисемейного насилия
|
Код
|
А/01.6
|
Уровень
квалификации
|
6
|
|
Происхождение
трудовой функции
|
Оригинал
|
Х
|
Заимствовано
из оригинала
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Код
|
Регистрационный
номер профессионального стандарта
|
Трудовые
действия
|
Подбор
методов и способов проведения
обследования различных типов семей
|
Планирование
и проведение обследования условий
жизни и воспитания детей в разных
типах семей (неблагополучных,
замещающих)
|
Изучение
особенностей социально-бытовых и
психолого-педагогических условий
жизни, и воспитания детей в разных
типах семей, в том числе в семьях
опекунов, попечителей, приемных
родителей, патронатных воспитателей
(далее замещающих семей)
|
Выявление
причин неблагополучия, определение
признаков пренебрежения нуждами
ребенка со стороны родителей
|
Установление
контакта с родителями, лицами их
замещающих
|
Диагностика
отклонений в функционировании
различных типов семей с детьми
|
Изучение
особенностей личностного развития
и поведения детей, нуждающихся в
помощи государства
|
Определение
направлений работы по улучшению
взаимоотношений в различных типах
семей и их социального окружения
|
Оценка
рисков, ресурсов и потенциала различных
типов семей с детьми, а также членов
семей в обществе
|
Систематизация
и анализ семейных проблем с детьми в
разных типах семей
|
Определение
возможности проведения
социально-психологической реабилитации
детей и семей
|
Подбор
методов для изучения особенностей
развития ребенка в ситуации семейного
неблагополучия или проблем в социуме
с учётом национально-культурных
особенностей и социального положения
ребёнка
|
Проведение
комплексного изучения ребенка в
социуме
|
Привлечение
экспертов для оценки уровня личностного
развития детей из неблагополучных
семей и определения программ их
развития
|
Выявление
причин особого развития и поведения
ребенка, нуждающегося в помощи
государства, подбор технологий
оказания помощи и поддержки, привлечение
необходимых специалистов
|
Выявление
фактов злоупотребления алкоголем и
прочими психоактивными веществами,
асоциального поведения членов семей,
их учета в полиции, социальной защите
|
Определение
направлений работы по улучшению
взаимоотношений с детьми в разных
типах семей и институтами социализации
|
Ведение
документации и служебной переписки
в соответствии с требованиями к
отчетности, качеству ее предоставления
|
Разработка
рекомендаций по сопровождению
различных типов семей
|
Необходимые
умения
|
Устанавливать
контакты с разными типами семей и их
социальным окружением
|
Оценивать
риски, ресурсы, потенциал и возможности
реабилитации семей с детьми
|
Проводить
разные виды социального консультирования
|
Обеспечивать
эффективное взаимодействие с семьями,
оказавшимися в трудной жизненной
ситуации
|
Повышать
свою профессиональную квалификацию
по реализации трудовой функции
|
Проявлять
чуткость, вежливость, доброжелательность,
учитывать физическое и психологическое
состояние человека
|
Находить
и подбирать эффективные технологии
помощи неблагополучным семьям с
детьми
|
Поддерживать
социальные контакты с семьей и детьми
|
Владеть
современными технологиями работы с
информацией базами данных и иными
информационными системами (программы
Word, Excel, информационно-поисковые
системы и пр.)
|
Вести
документацию и отчетность по
характеристикам разных типов семей
|
Необходимые
знания
|
Законодательство
Российской Федерации, международные
документы в сфере семейной политики
и прав ребенка
|
Основные
направления государственной
демографической и семейной политики
в Российской Федерации
|
Государственные
стандарты оказания социальных услуг
|
Национальные,
этнокультурные и конфессиональные
особенности семейного воспитания и
народных традиций
|
Психология
семьи, консультирования семьи, кризисов
семьи
|
Проблемы
социализации, социальной адаптации
и дезадаптации, характеристик
социальной среды
|
Типологии
семей с детьми, находящихся в трудной
жизненной ситуации
|
Методы
диагностики трудной жизненной
ситуации, нарушений социализации
|
Теория,
методология и технологии социальной
работы применительно к семьям групп
социального риска
|
Конфликтология,
возрастная психология, дефектология
для определения проблем взаимоотношений
|
Социально-психологические,
психолого-педагогические основы
межличностного взаимодействия
|
Социальная
психология (методы, малые группы,
психологию влияния и т.д.)
|
Социальная
психология личности
|
Социальная
педагогика, социология
|
Основы
безопасности жизнедеятельности
человека и окружающей среды
|
Основы
документоведения, современные
требования к отчетности и качеству
предоставления документации
|
Требования
к конфиденциальности личной информации,
хранению и оперированию персональными
данными
|
Другие
характеристики
|
Ответственность,
исполнительность, позитивный взгляд
на перспективу жизнедеятельности
семей с детьми
|
Готовность
постоянно совершенствовать свои
умения и навыки, направленные на
повышение качества и эффективности
работы
|
3.1.2
Трудовая функция
|
|
Наименование
|
Ведение
учета разных типов семей, находящихся
в трудных жизненных ситуациях, в том
числе в замещающих семьях, передача
сведений в распределенный банк данных
регионального и муниципального уровня
системы учета семей
|
Код
|
А/02.6
|
Уровень
квалификации
|
6
|
|
|
Происхождение
трудовой функции
|
Оригинал
X
|
Заимствовано
из оригинала
|
|
|
|
|
|
|
|
Код
|
Регистрационный
номер профессионального стандарта
|
Трудовые
действия
|
Сбор
первичных документов и информации о
социальной ситуации детей в разных
типах семей и социуме
|
Проверка
первичных документов и информации
|
Организация
прихода специалистов в различные
типы семей с ребенком
|
Анализ
документов, свидетельствующих о
трудной жизненной ситуации семьи с
ребенком
|
Проведение
развернутого интервью родителей и
ребенка,
первой
беседы с ребенком и семьей по уточнению
информации
|
Составление
необходимой документации (акта,
протокола, характеристики, сведений
и т.д.)
|
Анализ
первичных документов и собранной
информации
|
Консультирование
семей с детьми, оказавшихся в трудной
жизненной ситуации
|
Подбор
и уточнение информации о социальном
окружении ребенка и семьи
|
Подготовка
и организация запроса необходимых
сведений, информации, документации
из других ведомств о положении детей
в семьях
|
Ведение
учета разных типов семей с детьми
(признанных находящимися в трудных
жизненных ситуациях, кризисных
ситуациях, социально опасном положении,
проживающих в семейном неблагополучии)
|
Проведение
систематизации различных типов семей
с детьми
|
Разработка
плана помощи детям из различных типов
семей
|
Передача
сведений в распределенный банк данных
регионального и муниципального уровня
системы учета семей с детьми
|
Ведение
служебной документации и переписки
|
Проведение
анализа государственной статистической
отчетности, при необходимости
проведение выборочного социологического
опроса населения
|
Необходимые
умения
|
Осуществлять
социальное консультирование
|
Проводить
индивидуальное консультирование
взрослых и детей
|
Вести
деловое общение, общаться с разными
категориями семей
|
Общаться
с детьми разного возраста
|
Проводить
обследование социальной ситуации
детей в разных типах семей
|
Составлять
социальный паспорт семей с детьми
|
Обобщать
информацию, определяющую трудную
жизненную ситуацию и методов ее
преодоления
|
Повышать
свою профессиональную компетенцию
|
Составлять
проекты необходимых документов (акты,
отчеты, картотеки, банки данных,
протоколы и т.д.) и заполнять их
|
Владеть
современными технологиями работы с
информацией базами данных и иными
информационными системами (программы
Word, Excel, информационно-поисковые
системы и пр.)
|
Необходимые
знания
|
Инфраструктура
социальных учреждений в муниципальном
образовании и его ресурсы, социальная
система защиты детства
|
Государственные
стандарты социальные услуги
|
Семьеведение,
психология и педагогика семьи для
выделения типов семей
|
Социология,
основы возрастной и социальной
психологии, конфликтологии
|
Технологии
оказания помощи семьям и детям групп
социального риска и условия их
применения
|
Технологии
социальной работы и особенности их
применения
|
Регламенты
межведомственного взаимодействия и
правила обмена информацией
|
Принципы
работы банка данных учета семей
|
Стандарты
оформления документации, деловых
бумаг, запросов, в том числе, в
электронном виде, правил их хранения
|
Другие
характеристики
|
Аналитические
способности, соблюдение этических
норм и правил, профессиональной
этики
|
|
3.1.3
Трудовая функция
|
|
Наименование
|
Проведение
диагностики отклонений в функционировании
выявленных семей, оценивание рисков
и последствий, определение возможности
активизации потенциала семей и
проведения социально-психологической
реабилитации
|
Код
|
А/03.6
|
Уровень
квалификации
|
6
|
|
|
Происхождение
трудовой функции
|
Оригинал
Х
|
Заимствовано
из оригинала
|
|
|
|
|
|
|
|
Код
|
Регистрационный
номер профессионального стандарта
|
Трудовые
действия
|
Подбор
методов обследования социальных
условий жизни и воспитания детей в
различных типах семей, в том числе и
замещающих
|
Диагностика
социальных условий жизни детей в
разных семьях
|
Выявление
отклонений в функционировании семей
|
Оценка
рисков и последствий отклонений в
функционировании семей для развития
детей
|
Определение
возможностей активизации потенциала
семей
|
Организация
и проведение социально-психологической
реабилитации семей с детьми
|
Обобщение
результатов эффективности работы
специалистов с разными типами семей
с детьми
|
Проведение
оценки эффективности мер по разрешению
проблем детей разного возраста, типа
семьи, специфики жизненной ситуации
|
Организация
встреч специалистов с родителями
|
Проведение
с родителями консультирования по
вопросам воспитания детей
|
Разработка
программ оказания помощи по изменению
условий жизни и воспитания детей в
различных типах семей
|
Вынесение
объективной оценки условий жизни и
воспитания детей в различных типах
семей, в том числе и замещающих
|
Предоставление
рекомендаций или предложений по
изменению взаимоотношений с социумом,
как семьям, так и специалистам
|
Организация
работы с сетью социальных контактов
в социальном окружении различных
типов семей
|
Разработка
программ оказания помощи семьям с
детьми
|
Создание
команды специалистов по комплексной
реабилитации последствий дезадаптации
детей разного возраста
|
Выявлять
случаи и использовать технологию
работы со случаем
|
Проводить
оценку результативности работы со
случаем на основе сбора экспертных
оценок и мнений специалистов, полученных
результатов и показателей
|
Обосновывать
и осуществлять закрытие случая при
положительном результате работы с
разными типами семей с детьми
|
Осуществлять
передачу случая другим службам при
необходимости продолжения работы с
семьей и детьми
|
Составлять
план и стратегию дальнейшей работы
с семьей и ребенком
|
Проводить
профилактику негативных явлений в
детской среде
|
Необходимые
умения
|
Разрабатывать
и проводить программы профилактики
девиантного поведения детей
|
Применять
разнообразные формы, методы, технологии
работы по профилактике детской
безнадзорности, наркомании, алкоголизма,
преступности, проституции
|
Осуществлять
разные виды социального консультирования
|
Работать
в команде, организовывать деятельность
специалистов
|
Проводить
оценку качества работы
|
Консультироваться
и получать информацию по сложным
вопросам профилактики
|
Составлять
план и стратегию дальнейшей работы
с семьей и ребенком
|
Разрабатывать
рекомендации с учетом конкретных
задач для дальнейшей работы с семьями
и детьми
|
Проводить
мониторинговые исследования
|
Сотрудничать,
организовывать взаимосвязь группы
специалистов
|
Разрабатывать
оригинальные, авторские приемы
проведения обследований
|
Вести
необходимую документацию, служебную
переписку в соответствии с требованиями
|
Владеть
современными технологиями работы с
информацией базами данных и иными
информационными системами (программы
Word, Excel, информационно-поисковые
системы и пр.)
|
Необходимые
знания
|
Российский
и зарубежный опыт практической работы
с семьями группы риска и детьми
|
Основы
профилактики нарушений социализации
семей и детей
|
Социальная
психология, проблемы социализации
|
Методы
социальной работы, инструментария
для проведения мониторингов и
диагностики функционирования разных
типов семей
|
Основы
возрастной психологии и психологии
личности
|
Психология
кризисных состояний, причины, признаки,
критерии детского и семейного
неблагополучия
|
Проведения
тренингов командообразования,
сотрудничества
|
Способы
активизации личностных ресурсов и
ресурсов социального окружения семей
с детьми
|
Типы
семей и их характеристики для проведения
социально-психологической реабилитации
|
Основы
самообразования специалистов по
работе с семьей
|
Основы
социальной реабилитации
|
Психология
семьи, психология малых групп
|
Другие
характеристики
|
Соблюдение
профессиональной этики
|
3.2
Обобщенная трудовая функция:
Наименование
|
Организация
и оказание адресных социально-бытовых,
медико-социальных, психолого-педагогических
и социально-правовых видов помощи и
поддержки разным типам семей и семьям
с детьми, оценка их эффективности
|
Код
|
B
|
Уровень
квалификации
|
7
|
|
Происхождение
обобщенной трудовой функции
|
Оригинал
Х
|
Заимствовано
из оригинала
|
|
|
|
Код
оригинала
|
Регистрационный
номер профессионального стандарта
|
|
Возможные
наименования должностей
|
Специалист
по работе с семьей
|
Требования
к образованию и обучению
|
Высшее
образование (за исключением программ
бакалавриата) по профилю профессиональной
деятельности, рекомендуется обучение
по программам повышения квалификации,
в том числе в форме стажировки
|
Требования
к опыту практической работы
|
—
|
Особые
условия допуска к работе
|
К
работе не допускаются лица, имеющие
или имевшие судимость за преступления,
состав и виды которых установлены
законодательством Российской Федерации
|
|
Дополнительные
характеристики
|
Классификатор
|
Код
|
Наименование
|
ОКЗ
|
2446
|
Специалисты
в сфере социальных проблем
|
ЕКС
|
—
|
—
|
ОКСО
|
040101
|
Социальная
работа
|
050711
|
Социальная
педагогика
|
-
Трудовая
функция
|
Наименование
|
Организация
и оказание всесторонней поддержки и
адресных услуг, определение
видов необходимой помощи детям в
разных типах семей для разрешения
трудной жизненной ситуации, преодоления
неблагополучия, осуществление на
межведомственной основе оказания
различных видов помощи
|
Код
|
B/01.7
|
Уровень
квалификации
|
7
|
|
Происхождение
трудовой функции
|
Оригинал
|
X
|
Заимствовано
из оригинала
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Код
|
Регистрационный
номер профессионального стандарта
|
|
|
Трудовые
действия
|
Проведение
сбора информации о необходимости
оказания адресных услуг различным
типам семей с детьми
|
Анализ
информации о видах помощи семье с
детьми или детям и систематизирование
полученной информации
|
Определение
видов социально-правовой,
психолого-педагогической и медицинской
помощи различным типам семей с детьми
|
Разработка
индивидуальных программ сопровождения
разных типов семей с детьми
|
Создание
межведомственной команды для оказания
различных видов помощи
|
Координирование
действия различных ведомств и
учреждений по реализации индивидуальной
программы помощи семье и детям
|
Подбор
инновационной технологии для проведения
комплексной работы с семьей по
предотвращению распада семьи
|
Организация
оказания различных видов помощи
семьям с детьми другими специалистами
|
Использование
современных технологий поддержки
различных типов семей с детьми,
способствующих улучшению взаимоотношений
в семье и социуме
|
Организация
встреч с семьей и детьми для обсуждения
проблем
|
Выявление
уровня социализации семьи, видов
нарушений ее социализации
|
Отслеживание
изменений в семье и их фиксирование
|
Использование
технологий профилактики социального
сиротства с целью сохранения семьи
для ребенка
|
Осуществление
профилактики социального сиротства
|
Использование
возможностей оставления ребенка в
кровной семье
|
Оказание
влияния на мотивацию семей к изменению
в положительную сторону
|
Проведение
консультирования по различным
вопросам, связанным с оказанием помощи
семье и детям
|
Обеспечение
посредничества между семьей и детьми
и различными специалистами (учреждениями,
организациями) с целью решения ряда
проблем
|
Необходимые
умения
|
Определять
потребность в помощи разных типов
семьи и детей и подбирать виды помощи,
направленные на решение проблем семьи
и детей, оказавшихся в трудной жизненной
ситуации
|
Находить
контакт с разными типами семей и
детьми разных возрастов
|
Выявлять
потенциал и ресурс разных типов семей
с детьми
|
Находить
поддержку семей в социальном окружении
|
Создавать
межведомственную команду по оказанию
помощи семье с ребенком, оказавшимся
в трудной жизненной ситуации
|
Разрабатывать
индивидуальные программы оказания
разных видов помощи
|
Работать
в команде, вносить и оценивать свой
вклад в ее деятельность
|
Адаптировать
зарубежный опыт технологий оказания
помощи семье и детям
|
Оформлять
документы, необходимые для оказания
разных видов помощи семьям и детям
|
Направлять
семьи с детьми в специализированные
учреждения или к профильным специалистам
|
Влиять
на мотивацию семей к изменению в
положительную сторону
|
Выбирать
наиболее эффективные технологии
работы с семьей в ее жизненной ситуации
|
Обеспечивать
интеграцию деятельности разных
ведомств для решения проблем семей
с детьми, оказавшимися в трудной
жизненной ситуации
|
Выявлять
степень достоверности полученной
информации
|
Повышать
свою профессиональную квалификацию
|
Устанавливать
контакты с другими специалистами,
родительской общественностью
|
Вести
необходимую документацию, служебную
переписку в соответствии с требованиями
|
Владеть
современными технологиями работы с
информацией, базами данных и иными
информационными системами (программы
Word, Excel, информационно-поисковые
системы и пр.)
|
Необходимые
знания
|
Законодательство
Российской Федерации, международные
документы в области защиты прав детей
и оказания помощи семьям с детьми
|
Основы
возрастной и социальной психологии
|
Технологии
разрешения семейных конфликтов
|
Стандарты
оформления документации, деловых
бумаг, запросов, в том числе в
электронном виде, правил их хранения
|
Социальные
риски и рискология, кризисные состояния
|
Цели,
принципы и основы посредничества
между семьями с детьми и различными
институтами социализации
|
Сфера
профессиональной ответственности
специалистов смежных профессий
(психолога, социального педагога,
юриста, реабилитолога, дефектолога,
социального работника и др.)
|
Регламенты
межведомственного взаимодействия
на муниципальном уровне
|
Особенности
применения технологий оказания
помощи семьям и детям в России и за
рубежом
|
Теории
и методики социальной работы, их
отличия, технологии социальной работы
и специфику их использования
|
Консультирование
семей с детьми, оказавшихся в трудной
жизненной ситуации
|
Регламенты
ведения документации
|
Система
социальных служб на территории
|
Правовые
основы оказания разных видов помощи
семьям и детям
|
Инфраструктура
социальной защиты детства
|
Другие
характеристики
|
Соблюдение
профессиональной этики
|
3.2.2
Трудовая функция
|
Наименование
|
Активизация
потенциала семей и семей с детьми,
поддержка их ресурса и реализация
услуг по организации вывода из трудной
жизненной ситуации
|
Код
|
B/02.7
|
Уровень
квалификации
|
7
|
|
Происхождение
трудовой функции
|
Оригинал
|
Х
|
Заимствовано
из оригинала
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Код
|
Регистрационный
номер профессионального стандарта
|
Трудовые
действия
|
Определение
потенциала и ресурса различных типов
семей с детьми
|
Владение
в работе с разными типами семей с
детьми современными технологиями
мобилизации внутренних ресурсов
семьи
|
Привлечение
внешних систем поддержки семей с
детьми для активизации их ресурсов
|
Применение
инновационных технологий оказания
помощи при выявлении семейного
неблагополучия
|
Включение
семьи в социум с целью исключения
эксклюзии
|
Применение
технологий помощи семье для возможности
оставления ребенка в кровной семье
|
Организация
совместно с другими ведомствами
социально-реабилитационного
пространства в ближайшем окружении
семей с детьми
|
Сбор
информации о семейных взаимоотношениях
с детьми
|
Организация
социально-психологической реабилитации
детей и различных типов семей
|
Разработка
коррекционных программ, направленных
на изменение семейных взаимоотношений,
умений услышать ребенка, понять его
потребности
|
Подготовка
договора о совместной деятельности
семьи с детьми и организации
|
Обеспечение
комплексного подхода различных
ведомств к выводу семьи с детьми из
трудной жизненной ситуации
|
Обеспечение
координации деятельности специалистов
различных ведомств в решении актуальных
задач семьи с детьми
|
Проведение
профилактической работы по предупреждению
появления трудной жизненной ситуации
семей с детьми
|
Содействие
активизации собственных ресурсов
семьи с детьми и потенциала социального
окружения для выхода из трудной
жизненной ситуации
|
Проведение
консультирования семей с детьми по
взаимодействию с разными ведомствами
|
Оказание
помощи в оформлении документов,
необходимых для получения востребованной
помощи семье
|
Повышение
своей профессиональной квалификации
|
Участие
в межведомственной работе по
профилактике асоциального поведения,
социального сиротства
|
Необходимые
умения
|
Выбирать
эффективные способы решения проблем
семьи с детьми
|
Мотивировать
семью с детьми на использование
собственного потенциала и ресурса
для выхода из трудной жизненной
ситуации
|
Использовать
правовые знания в оказании адресной
помощи семье и детям
|
Видеть
перспективы и ориентироваться на
положительный результат семьи
|
Передавать
ответственность семье за принятие
решений и их выполнение, а также
отдельным членам семьи
|
Организовать
команду специалистов и работать в
команде
|
Использовать
сочетание различных форм и видов
оказания помощи в профилактической
деятельности
|
Интегрировать
деятельность специалистов разных
ведомств в реализации оказания помощи
семьям и детям, оказавшимся в трудной
жизненной ситуации
|
Обеспечить
представление интересов семьи с
детьми в разных учреждениях
|
Создавать
условия для установления контактов
семьи с ребенком со специалистами
или учреждениями, организациями
|
Быть
открытым к получению помощи от
специалистов
|
Прислушиваться
к мнению других специалистов
|
Адаптировать
положительный зарубежный опыт
|
Необходимые
знания
|
Законодательство
Российской Федерации, международные
документы в области защиты семьи и
детей, основные направления
государственной семейной политики
|
Современный
российский и зарубежный опыт по
оказанию помощи семьям и детям,
оказавшимся в трудных жизненных
ситуациях
|
Общая
психология и основы социальной
психологии
|
Технологии
разрешения семейных конфликтов
|
Основы
профилактики асоциальных явлений в
обществе
|
Методы
и технологии управления современными
рисками
|
Социально-психологическая
технология оказания помощи семьям
и детям групп социального риска
|
Методика
и технология социальной работы,
специфики их использования
|
Основы
семейного консультирования
|
Сферы
профессиональной ответственности
специалистов смежных профессий
(психолога, социального педагога,
юриста, реабилитолога, дефектолога,
социального работника и др.)
|
Регламенты
межведомственного взаимодействия
на муниципальном уровне
|
Другие
характеристики
|
Демонстрировать
профессиональную позицию, оптимизм,
коммуникабельность,
доброжелательность по отношению к
разным типам семей и социальным
группам, соблюдать
профессиональную этику
|
Предпринимать
все меры для восстановления
внутрисемейных связей, подготовки
ребенка к возврату в кровную семью
или устройству в замещающую семью
|
3.2.3
Трудовая функция
|
Наименование
|
Осуществление
и восстановление внутрисемейных
связей, организация и проведение
подготовки ребенка к возврату в
кровную семью или устройству в
замещающую семью
|
Код
|
В/03.7
|
Уровень
квалификации
|
7
|
|
|
Происхождение
трудовой функции
|
Оригинал
Х
|
Заимствовано
из оригинала
|
|
|
|
|
|
|
|
Код
|
Регистрационный
номер профессионального стандарта
|
Трудовые
действия
|
Организация
группы специалистов для восстановления
внутрисемейных связей ребенка с
кровной семьей
|
Оценка
результативности работы с расширенной
семьей и возможности возвращения
ребенка
|
Установление
контакта ребенка с расширенной семьей
|
Выявление
уровня готовности ребенка к переходу
в семью
|
Оценка
готовности кровной семьи к возвращению
ребенка
|
Организация
встречи ребенка с кровной семьей, их
общения
|
Разработка
программ подготовки ребенка к
возвращению в кровную семью
|
Сопровождение
различных типов семей с детьми
|
Проведение
мероприятий по привлечению кандидатов
в замещающие семьи
|
Вынесение
объективной оценки результатам
готовности ребенка и семьи к приему
ребенка
|
Разработка
программ устройства детей в замещающие
семьи в зависимости от возраста,
проблем
|
Разработка
программ сопровождения различных
видов семей
|
Организация
сопровождения замещающей семьи
|
Организовать
взаимодействие ребенка с семьей
|
Необходимые
умения
|
Устанавливать
контакты с ребенком и семьей, общаться
|
Организовать
взаимодействие разных специалистов
в восстановлении связей семьи и
ребенка
|
Оценивать
ресурсы и риски при устройстве детей
в семьи граждан
|
Проводить
оценку готовности семьи к приему
ребенка и ребенка, к переходу в семью
|
Оценивать
качество работы специалистов с семьей
и ребенком, не нарушая этических норм
|
Сопровождать
разные типы семей, в том числе и
замещающие семьи
|
Консультировать,
получать информацию и обобщать ее
|
Разрабатывать
рекомендации с учетом конкретных
проблем и запросов семей
|
Поддерживать
положительные результаты в работе с
семьей, полученные разными специалистами
|
Современные
технологии работы с разными типами
семей
|
Социальная
психология, проблемы социализации
|
Необходимые
знания
|
Психология
зависимости, аддикций, девиантологии
|
Теория
воспитания трудных детей и подростков
|
Методики
работы социального работника с семьей
|
Инфраструктура
социальных служб на муниципальном
уровне
|
Виды
замещающих семей и законодательные
основы передачи в них детей, условий
их создания
|
Проведение
мониторинга социокультурного
окружения и условий жизни различных
типов семей и семей с детьми, планирование
программ оказания разных видов помощи
и поддержки с целью преодоления риска
социального неравенства
|
Другие
характеристики
|
Соблюдение
профессиональной этики
|
3.2.4
Трудовая функция
|
Наименование
|
Проведение
мониторинга социокультурного окружения
и условий жизни различных типов семей
и семей с детьми, планирование программ
оказания разных видов помощи и
поддержки с целью преодоления риска
социального неравенства
|
Код
|
В/04.7
|
Уровень
квалификации
|
7
|
|
|
Происхождение
трудовой функции
|
Оригинал
Х
|
Заимствовано
из оригинала
|
|
|
|
|
|
|
|
Код
|
Регистрационный
номер профессионального стандарта
|
Трудовые
действия
|
Обобщение
полученных результатов
мониторинга
|
Описание
особенностей
социальных условий жизни семьи с
детьми и ее окружения
|
Предоставление
объективной оценки результатов
отношений в семьях с детьми
|
Выявление
обстоятельств возникновения
трудной жизненной ситуации семей с
детьми по месту жительства
|
Предоставление
рекомендаций
по изменениям социокультурного
окружения и условий жизни семей с
детьми для обсуждения со специалистами
муниципального объединения
|
Организация
взаимодействия социального окружения
с различными типами семей
|
Способствование
созданию условий для успешной адаптации
ребенка и семьи и социуме
|
Разработка
программ изменения
социокультурного окружения различных
типов семей с детьми
|
Разработка
программ оказания помощи
семьям с детьми
|
Создание
команды специалистов
по комплексной реабилитации последствий
дезадаптации детей разного возраста
|
Проведение
профилактики негативных явлений в
детской среде
|
Разработка
и проведение программ профилактики
девиантного поведения детей
|
Разработка
программ оказания различных видов
помощи и поддержки семей с детьми с
целью преодоления риска социального
неравенства
|
Привлечение
волонтеров или добровольцев для
реализации программ оказания помощи
семьям с детьми
|
Повышение
профессиональной квалификации в
области реализации трудовой функции
|
Необходимые
умения
|
Проводить
мониторинговые исследования и обобщать
результаты полученных данных
Осуществлять
все виды социального консультирования
Обеспечивать
проверку поступившей информации
|
Вносить
полученную информацию в соответствующие
базы данных
|
Обобщать
и систематизировать информацию,
касающуюся трудной жизненной ситуации
семей с детьми
|
Разрабатывать
рекомендации с учетом конкретных
задач для дальнейшей работы с семьями
и детьми, оказавшимися в трудной
жизненной ситуации
|
Устанавливать
контакты с разными типами семей и
детей
|
Сотрудничать,
организовывать взаимосвязь группы
специалистов по оказанию помощи семье
и детям
|
Разрабатывать
оригинальные, авторские приемы
проведения обследований
|
Проводить
оценку качества работы специалистов,
не нарушая этических норм
|
Консультироваться
и получать информацию по сложным
вопросам профилактики
|
Составлять
отчеты по итогам выполнения деятельности
|
Вести
необходимую документацию в соответствии
с требованиями
|
Владеть
современными технологиями работы с
информацией базами данных и иными
информационными системами (программы
Word, Excel, информационно-поисковые
системы и пр.)
|
Инструментария
для проведения мониторинга
социокультурного окружения
|
Типологии
проблем семей с детьми, оказавшихся
в трудной жизненной ситуации
|
Необходимые
знания
|
Национальные,
этнокультурные и конфессиональные
особенности семейного воспитания и
народные традиции
|
Социокультурные
и социально-психологические основы
межличностного взаимодействия семей
и детей в социокультурном окружении
|
Социальная
психология, методы социальной
психологии
|
Проблемы
социализации, социальная педагогика
|
Формы
защиты прав детей на федеральном и
региональном уровнях
|
Психология
кризисных состояний, причины, признаки,
критерии детского и семейного
неблагополучия
|
Готовность
отстаивать свою точку зрения,
саморегуляция и толерантность
|
Психология
кризисных состояний, причины, признаки,
критерии детского и семейного
неблагополучия
|
Другие
характеристики
|
Способность
разрабатывать социальные проекты и
внедрять их в работу с разными типами
семей с привлечением специалистов
на межведомственной основе
|
3.2.5
Трудовая функция
|
Наименование
|
Разработка
социальных проектов и внедрение их
в работу с разными типами семей и
семей с детьми с привлечением
специалистов на межведомственной
основе
|
Код
|
В/05.7
|
Уровень
квалификации
|
7
|
|
|
Происхождение
трудовой функции
|
Оригинал
|
Х
|
Заимствовано
из оригинала
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Код
|
Регистрационный
номер профессионального стандарта
|
Трудовые
действия
|
Диагностика
социальных условий жизни детей в
разных семьях
|
Оценка
эффективности мер по разрешению
проблем детей различного возраста,
типа семьи, специфики жизненной
ситуации
|
Обобщение
результатов эффективности работы
специалистов с разными типами семей
с детьми
|
Организация
встреч специалистов с родителями
|
Разработка
социальных проектов по профилактике
социального сиротства и оказанию
помощи семьям с детьми, оказавшимся
в трудной жизненной ситуации
|
Внедрение
социальных проектов в работе с разными
типами семей с детьми
|
Создание
конпедиума эффективных социальных
проектов
|
Создание
банка инновационных технологий работы
с разными семьями и детьми
|
Привлечение
общественных организаций и добровольцев
для оказания помощи семьям и группам
населения
|
Проведение
с родителями консультирования по
вопросам воспитания детей
|
Разработка
программ оказания помощи по изменению
условий жизни и воспитания детей в
разных типах семей для осуществления
эпизодического контроля
|
Создание
группы родительской взаимопомощи
для поддержки семей, оказавшихся в
трудной жизненной ситуации,
|
Организация
клубов для родителей по разным
проблемам, востребованным в социальном
окружении
|
Организация
взаимодействия общественных организаций
с разными типами семей для их
социализации
|
Предоставление
рекомендаций или предложений по
изменению взаимоотношений с социумом,
как семьям, так и специалистам
|
Организация
работы с сетью социальных контактов
в социальном окружении разных типов
семей
|
Договариваться,
общаться с разными общественными
организациями
|
Организовать
взаимопомощь специалистов при работе
с разными типами семей
|
Необходимые
умения
|
Проводить
диагностику, оценку эффективности
применяемых мер
|
Обобщать
результаты эффективных мер
|
Организовать
использование оригинальных, авторских
приемов оказания помощи при нарушении
социальных условий воспитания в
семьях
|
Проводить
оценку качества социальных проектов,
не нарушая этических норм, прав
человека
|
Консультироваться
у специалистов
|
Разрабатывать
рекомендации с учетом конкретных
задач для дальнейшей работы с разными
типами семей
|
Владеть
инновационными технологиями оказания
помощи семьям
|
Привлекать
группы родителей, оценивать их ресурс,
видеть возможности для оказания
взаимопомощи
|
Владеть
русским языком, грамотно выражать
свои мысли, грамотно писать
|
Владеть
современными технологиями работы с
информацией базами данных и иными
информационными системами (программы
Word, Excel, информационно-поисковые
системы и пр.)
|
Социальная
психология, проблемы социализации
|
Современные
технологии работы с разными типами
семей с детьми
|
Необходимые
знания
|
Основы
и принципы развития институтов
современного гражданского общества
|
Технологии
социального проектирования,
моделирования и прогнозирования
|
Технологии
проведения мониторинга социальных
проектов
|
Консультирование
семьи по проблемам поведения детей
и подростков
|
Особенности
адаптации детей в разных социальных
условиях
|
Методы
и технологии управления социальными
рисками
|
Способность
оказывать помощь начинающим специалистам
по работе с семьей
|
Методы
и технологии управления социальными
рисками
|
Другие
характеристики
|
Обеспечение
представительства интересов
несовершеннолетних в суде, различных
учреждениях и организациях в целях
защиты их прав
|
3.2.6
Трудовая функция
|
Наименование
|
Обеспечение
представительства интересов
несовершеннолетних в суде, различных
учреждениях и организациях в целях
защиты их прав
|
Код
|
В/06.7
|
Уровень
квалификации
|
7
|
|
|
Происхождение
трудовой функции
|
Оригинал
Х
|
Заимствовано
из оригинала
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Код
|
Регистрационный
номер профессионального стандарта
|
Трудовые
действия
|
Привлечение
общественных организаций к правовой
поддержке несовершеннолетних
|
Осуществление
функций представителя при устранении
препятствий для общения ребенка с
близкими родственниками
|
Проведение
тренингов и осуществление действий
по правовой грамотности несовершеннолетних
|
Обеспечение
приоритета интересов ребенка в
образовании
|
Обеспечение
представительства законных интересов
детей в случаях наличия разногласий
между интересами родителей
|
Осуществление
правовой информированности и
грамотности детей разных возрастов
и типов семей
|
Проведение
тренингов на знание прав, обязанностей
несовершеннолетних
|
Представление
интересов детей и грамотная защита
их прав в различных организациях
|
Ведение
документации, служебной переписки в
соответствии с требованиями
|
Оформление
документов для представления интересов
детей в суде, полиции, других организациях
|
Владеть
современными технологиями работы с
информацией базами данных и иными
информационными системами (программы
Word, Excel, информационно-поисковые
системы и пр.)
|
Необходимые
умения
|
Устанавливать
контакты, вести переговоры, договариваться
|
Оформлять
документацию, деловые бумаги, запросы,
в том числе в электронном виде,
сохранять их в соответствии с
требованиями
|
Создавать
команду взаимопомощи и защиты
несовершеннолетних
|
Сплачивать
группу, находить общие интересы
|
Разрабатывать
регламент взаимодействия
|
Устанавливать
взаимоотношения с общественными и
иными организациями, с гражданами,
государственными и муниципальными
органами, со средствами массовой
информации по вопросам социализации
разных типов семей, выявление нарушений
прав несовершеннолетних, а также
оказание помощи по защите прав
несовершеннолетних
|
Владеть
современными технологиями работы с
информацией базами данных и иными
информационными системами (программы
Word, Excel, информационно-поисковые
системы и пр.)
|
Повышать
профессиональную квалификацию в
области реализации трудовой функции
|
Умение
отстаивать интересы несовершеннолетних
в разных инстанциях
|
Психология
малых групп, делового общения
|
Необходимые
знания
|
Основы
законодательства в области защиты
прав человека, международные нормативные
документы
|
Стандарты
оформления документации, деловых
бумаг, запросов, в том числе в электронном
виде, правил их хранения
|
Специфика
работы социозащитных организаций по
защите прав несовершеннолетних
|
Основы
реабилитационной работы (подходы,
виды, организация)
|
Методики
работы социального работника и ее
специфики
|
Другие
характеристики
|
Соблюдение
профессиональной этики
|
IV.
Сведения об организациях-разработчиках
профессионального стандарта
|
-
Ответственная
организация –
разработчик:
|
|
|
Государственное
бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
города Москвы «Московский городской
психолого-педагогический университет»
|
|
|
Ректор
Рубцов Виталий Владимирович
|
|
|
|
|
|
|
|
|
4.2
Наименования организаций –
разработчиков:
|
1.
|
ГОУ
ВПО «Волгоградский государственный
социально-педагогический университет»
города Волгограда
|
2.
|
НОУ
ВПО «Столичная финансово-гуманитарная
академия» города Москвы
|
3.
|
ФГБУ
«Научно-исследовательский институт
труда и социального страхования»
Министерства труда и социальной
защиты Российской Федерации
|
4.
|
ГОУ
ВПО «Московский
государственный областной университет»
города Москвы
|
5.
|
Администрация
г. Ступино Московской области
|
6.
|
НОУ
ВПО «Московский
психолого-социальный университет»
города Москвы
|
7.
|
Одинцовское
зональное объединение Областного
центра сопровождения замещающих
семей Московской области
|
8.
|
Государственное
бюджетное образовательное учреждение
города Москвы Учебно-методический
центр по проблемам опеки, попечительства
и социально-педагогической реабилитации
детей и подростков «Детство»
Департамента социальной защиты
населения города Москвы
|
1
Общероссийский классификатор занятий.
2
Общероссийский классификатор видов
экономической деятельности.
3
Единый
квалификационный справочник должностей
руководителей, специалистов и служащих.
4
Общероссийский классификатор
специальностей по образованию.