3.1.4.
Трудовая функция
|
Наименование
|
Организация
психологического сопровождения и
психологической помощи представителям
социально уязвимых слоев населения
(клиентам)
|
Код
|
А/04.7
|
Уровень
(подуровень) квалификации
|
7
|
|
Происхождение
трудовой функции
|
Оригинал
|
Х
|
Заимствовано
из оригинала
|
|
|
|
|
Код
оригинала
|
Регистрационный
номер
профессионального
стандарта
|
Трудовые
действия
|
Первичная
проверка и анализ документов,
свидетельствующих о наличии проблем
клиентов (протоколы, акты социальных
служб, полиции), выявление информации,
требующей дополнительной проверки
|
|
Запрос
необходимой информации у других
специалистов (социальных работников,
педагогов, специалистов органов опеки
и попечительства)
|
|
Подбор
комплекса психологических методик,
планирование и проведение обследования
клиентов
|
|
Обобщение
результатов психологического
обследования, оценка психологических
потребностей, рисков и ресурсов
клиентов, выявление психологических
особенностей их социального окружения
и условий жизни
|
|
Выявление
типичных психологических проблем
разных социальных групп клиентов
|
|
Разработка
совместно с другими специалистами и
клиентами «дорожных карт» с целью
определения жизненных целей и задач
на конкретных этапах социализации,
формирования норм социального
поведения, в том числе в поликультурной
среде
|
|
Разработка
программ психологической помощи
клиентам, в том числе с привлечением
ресурсов из различных источников
|
|
Индивидуальное
или групповое консультирование
клиентов по выявленным у них
психологическим проблемам с целью
нивелирования влияния неблагоприятной
среды, помощи в социализации и адаптации
к условиям проживания
|
|
Проведение
бесед (лекций), направленных на
просвещение клиентов
|
|
Взаимодействие
с социальным окружением клиентов с
целью организации психологической
поддержки и помощи в решении их
жизненных проблем
|
|
Подготовка
материалов по вопросам оказания
психологической помощи клиентам и
представление их в интернет-форумах
и СМИ
|
|
Учет
выявленных социально уязвимых слоев
населения и видов оказанной
психологической помощи
|
Необходимые
умения
|
Вступать
в контакт и развивать конструктивные
отношения с разными социально уязвимыми
группами населения
|
|
Разрабатывать
программы и проводить психологическое
обследование клиентов
|
|
Анализировать
полученные в психологическом
обследовании результаты, выявлять
степень достоверности полученной
информации, составлять психологическое
заключение
|
|
Адаптировать
и применять зарубежный опыт работы
по оказанию психологической помощи
социально уязвимым группам населения
|
|
Разрабатывать
индивидуальные и групповые программы
оказания психологической помощи
клиентам
|
|
Проводить
психологические занятия и тренинги
для разнородных групп клиентов
|
|
Применять
разные виды и методы индивидуального,
группового психологического
консультирования в соответствии с
возрастом, полом и особенностями
жизненной ситуации клиентов
|
|
Создавать
команду и работать в команде по оказанию
психологической помощи клиентам
|
|
Разрабатывать
психологические рекомендации с учетом
конкретных задач для дальнейшей работы
с клиентами
|
|
Разрешать
конфликты и противоречия в работе по
оказанию психологической помощи
клиентам
|
|
Проводить
психологические обследование
социального окружения представителей
социально уязвимых слоев населения
в рамках профессиональных этических
норм, прав человека
|
|
Использовать
современные технологии работы с
информацией, базами данных и иными
информационными системами для решения
вопросов оказания психологической
помощи клиентам
|
|
Вести
документацию и служебную переписку
|
Необходимые
знания
|
Основы
общей и социальной психологии,
психологии малых групп, психологии
масс
|
|
Методы
и методики общей и социальной психологии
|
|
Современные
направления молодежных движений
|
|
Психология
зависимости, аддикций, девиантология
|
|
Проблемы
социализации, нарушений социализации
|
|
Методология
проведения тренингов
|
|
Возрастная
психология, геронтология
|
|
Психология
семьи и семейных кризисов
|
|
Психология
воспитания и педагогики
|
|
Психология
кризисных состояний, рискология,
психология экстремальных ситуаций,
психология горя, потери, утраты
|
|
Цели,
задачи и функции организаций социальной
сферы
|
|
Типология
социальных групп, нуждающихся в
оказании помощи (социальной,
социально-психологической,
социально-правовой и т. д.)
|
|
Психология
беженцев, мигрантов, маргиналов
|
|
Технологии
работы с разными социальными группами
|
|
Документоведение
|
Другие
характеристики
|
Обеспечивать
конфиденциальность полученных в
результате деятельности сведений о
клиенте
|
|
Соблюдать
требования профессиональной этики
|
3.1.5.
Трудовая функция
|
Наименование
|
Оказание
психологической помощи работникам
органов и организаций социальной
сферы (клиентам)
|
Код
|
А/05.7
|
Уровень
(подуровень) квалификации
|
А
|
|
Происхождение
трудовой функции
|
Оригинал
|
Х
|
Заимствовано
из оригинала
|
|
|
|
|
Код
оригинала
|
Регистрационный
номер
профессионального
стандарта
|
|
|
Трудовые
действия
|
Разработка
планов, согласование форм и условий
оказания психологической помощи
клиентам
|
|
Оказание
индивидуальной психологической помощи
клиентам
|
|
Проведение
тренингов для клиентов в целях повышения
эффективности их работы (тренинги
командообразования, групповой
сплоченности и т. п.)
|
|
Проведение
психологических тренингов, направленных
на расширение и укрепление внутренних
ресурсов клиентов
|
|
Консультирование
клиентов по вопросам психологических
аспектов выбора и сопровождения
карьеры, набора, отбора и расстановки
кадров, аттестации, работы с кадровым
резервом
|
|
Повышение
квалификации клиентов по вопросам
психологии социальной работы
|
|
Проведение
занятий с клиентами по вопросам
управления, эффективной организации
труда, повышения квалификации
|
|
Создание
информационного ресурса по психологии
социальной сферы и использование его
содержания в деятельности по оказанию
психологической помощи клиентам
|
Необходимые
умения
|
Анализировать
заявки и обращения органов и организаций
социальной сферы на получение
психологических услуг
|
|
Проводить
психологический анализ и оценку
результативности деятельности клиентов
в соответствии со стандартами и
регламентами в социальной сфере
|
|
Вести
переговоры с представителями органов
и организаций социальной сферы по
реализации их обращений и заявок
|
|
Составлять
договоры и другую документацию на
оказание психологических услуг в
социальной сфере
|
|
Работать
с информационными сетями, осуществлять
поиск новой информации по профилю
деятельности
|
|
Применять
на практике методы обучения взрослых,
индивидуального и групповой работы
для психологической помощи и повышения
эффективности профессиональной
деятельности клиентов
|
|
Оценивать
эффективность оказания психологической
помощи клиентам
|
|
Критически
оценивать обратную связь от получателей
психологических услуг, психологического
просвещения в социальной сфере
|
|
Вести
документацию, служебную переписку в
соответствии с требованиями к документам
в социальной сфере
|
|
Разрабатывать
новые формы и методы оказания
психологической помощи клиентам
|
Необходимые
знания
|
Социальная
психология, психология малых групп,
методология индивидуальных консультаций
и тренингов (специфика, виды, длительность
и т. д.)
|
|
Организационная
психология (концептуальные подходы,
особенности, виды и т. д.)
|
|
Основные
принципы, типы, стратегии и тактические
приемы ведения переговоров
|
|
Основные
теории оказания психологический
помощи персоналу организаций
(управление, организация, отбор и
т. д.)
|
|
Требования
к документообороту в области управления
персоналом, межведомственного
взаимодействия, оказания услуг в
социальной сфере
|
|
Современные
стандартные требования к документированию,
периодичности, качеству и условиям
оказания услуг в психологии
|
|
Требования
к конфиденциальности информации,
хранению и оперированию персональными
личными данными
|
Другие
характеристики
|
Обеспечивать
конфиденциальность полученных в
результате деятельности сведений о
клиенте
|
|
Соблюдать
требования профессиональной этики
|
3.1.6.
Трудовая функция
|
Наименование
|
Психологическое
сопровождение процессов, связанных
с образованием и деятельностью
замещающих семей (клиентов)
|
Код
|
А/06.7
|
Уровень
(подуровень) квалификации
|
7
|
|
Происхождение
трудовой функции
|
Оригинал
|
Х
|
Заимствовано
из оригинала
|
|
|
|
|
Код
оригинала
|
Регистрационный
номер
профессионального
стандарта
|
|
|
Трудовые
действия
|
Психологическое
обследование (тестирование) кандидатов
и подготовка психологического
заключения об их возможности стать
замещающими родителями
|
|
Составление
программ психологической помощи
клиентам с учетом национальных,
этнокультурных, конфессиональных
особенностей замещающих родителей и
детей, передаваемых в семьи
|
|
Разработка
программ и проведение групповых и
индивидуальных психологических
занятий для клиентов (тренинги,
дискуссии, разбор ситуаций, ролевые
и деловые игры и т. д.)
|
|
Консультирование
клиентов по психологическим проблемам
функционирования замещающих семей
|
|
Подготовка
детей к устройству в замещающую семью
|
|
Консультирование
детей по психологическим проблемам
в замещающих семьях
|
|
Учет
данных об оказанной психологической
помощи
|
Необходимые
умения
|
Общаться
с разными категориями клиентов
|
|
Общаться
и взаимодействовать с детьми и
подростками разных возрастов
|
|
Проводить
психологическое тестирование кандидатов
в замещающие родители
|
|
Обеспечивать
проверку информации, полученной от
кандидатов в замещающие родители
|
|
Определять
психологическую безопасность для
ребенка среды в замещающей семье и ее
окружении
|
|
Разрабатывать
программы психологических тренингов,
деловых и ролевых игр с учетом конкретных
задач подготовки клиентов
|
|
Применять
активные психологические методы
обучения, в том числе проводить
психологические тренинги, деловые и
ролевые игры
|
|
Адаптировать
и применять зарубежный опыт
психологической работы с замещающими
семьями в практике собственной
деятельности
|
|
Применять
разные виды и формы консультирования
в соответствии с проблемами клиентов
|
|
Использовать
современные технологии работы с
информацией, базами данных и иными
информационными системами для решения
вопросов оказания психологической
помощи клиентам
|
|
Хранить
и обрабатывать персональные данные
клиентов
|
|
Вести
документацию и служебную переписку
|
Необходимые
знания
|
Основы
социальной психологии, психология
малых групп
|
|
Законодательство
Российской Федерации и международные
документы в области защиты прав детей
|
|
Проблемы
социализации на разных ступенях
развития ребенка, нарушения социализации
(дезадаптация, депривация)
|
|
Особенности
адаптации детей-сирот и детей в
замещающих семьях
|
|
Возрастная
психология (характеристика возрастных
периодов развития, особенности
развития, нарушения в развитии и
т. д.), педагогическая психология
|
|
Психология
семьи (структура, функции, этапы,
проблемы внутрисемейных отношений)
|
|
Психология
горя, потери, утраты и проявления в
поведении детей и взрослых пережитых
травм
|
|
Психология
кризисных состояний, последствий
пережитых кризисных ситуаций, их
проявлений в поведении
|
|
Психология
воспитания (семейное воспитание,
институциональное воспитание), роли
и функции родителей
|
|
Национальные
и региональные особенности быта и
семейного воспитания (народные
традиции, этнокультурные и конфессиональные
особенности воспитания)
|
|
Документоведение
|
Другие
характеристики
|
Обеспечивать
конфиденциальность полученных в
результате деятельности сведений о
клиенте
|
|
Соблюдать
требования профессиональной этики
|
3.1.7.
Трудовая функция
|
Наименование
Организация
работы по созданию системы психологического
просвещения населения, работников
органов и организаций социальной
сферы
Код
А/07.7
Уровень
(подуровень) квалификации
7
Происхождение
трудовой функции
Оригинал
Х
Заимствовано
из оригинала
Код
оригинала
Регистрационный
номер
профессионального
стандарта
Трудовые
действия
Разработка
плана психологического просвещения
населения, работников органов и
организаций социальной сферы
Доведение
до сведения государственных и
муниципальных органов, организаций
социальной сферы информации о перечне
психологических услуг и возможности
их получения
Разработка
рекомендаций для работников органов
и организаций социальной сферы по
психологическому просвещению с учетом
конкретных задач, решаемых ими
Организация
волонтерских проектов и программ,
ориентированных на повышение мотивации
в получении психологической помощи
Подготовка
для СМИ информации о психологических
услугах в социальной сфере (ролики,
передачи на теле- и радиоканалах и
т. д.)
Проведение
групповых и индивидуальных информационных
консультаций о возможности получения
психологических услуг
Привлечение
к психологическому просвещению
граждан, успешно завершивших программы
психологической помощи
Обобщение
и оценка результатов работы по
психологическому просвещению в целях
формирования рекомендаций для ее
совершенствования
Учет
проведенных работ
Необходимые
умения
Анализировать
обращения и запросы населения, органов
и организаций социальной сферы для
корректировки программ психологического
просвещения
Разрабатывать
и согласовывать регламенты с органами
и организациями социальной сферы
Использовать
результаты мониторинга психологической
безопасности и комфортности среды
при разработке плана
психологического
просвещения и проведения информационных
консультаций
Подбирать
и разрабатывать инструментарий для
оценки результативности работы по
психологическому просвещению и
возможностям оказания психологических
услуг
Использовать
разные формы и методы психологического
просвещения, в том числе активные
методы (игры, упражнения, тренинги)
Грамотно,
доступно любым слоям населения излагать
информацию о психологических услугах
Создавать
наглядные материалы для психологического
просвещения
Преодолевать
коммуникативные, образовательные,
этнические, конфессиональные и другие
барьеры в проведении психологического
просвещения
Оценивать
результативность психологического
просвещения, не нарушая этических
норм и прав человека
Владеть
современными технологиями работы с
информацией, сетевыми ресурсами,
информационными системами и программами
Вести
документацию и служебную переписку
Необходимые
знания
Задачи,
решаемые конкретными органами и
организациями социальной сферы
Социальная
психология, психология малых групп
Национальные
и региональные особенности быта и
семейного воспитания (народные
традиции, этнокультурные и конфессиональные
особенности воспитания)
Психология
семьи, консультирования семьи, кризисов
семьи
Проблемы
социализации, социальной адаптации
и дезадаптации, характеристики
социальной среды
Современные
направления молодежных движений
Основы
безопасности жизнедеятельности
человека и окружающей среды
Психология
кризисных состояний, рискология
Психология
экстремальных ситуаций, психология
горя, потери, утраты
Документоведение
Другие
характеристики
—
3.1.8.
Трудовая функция
Наименование
|
Разработка
и реализация программ
профилактической
и психокоррекционной работы,
направленных на улучшение состояния
и динамики психологического здоровья
населения
|
Код
|
А/08.7
|
Уровень
(подуровень) квалификации
|
7
|
Происхождение
трудовой функции
Оригинал
Х
Заимствовано
из оригинала
Код
оригинала
Регистрационный
номер профессионального стандарта
Трудовые
действия
Диагностика
состояния и динамики психологического
здоровья населения, проживающего в
субъекте Российской Федерации,
муниципальном образовании
Обобщение
информации о рисках и формирование
прогноза возможного неблагополучия
в состоянии и динамике психологического
здоровья населения проживающего в
субъекте Российской Федерации,
муниципальном образовании
Разработка
и реализация совместно с другими
специалистами программ
профилактической
и психокоррекционной работы, направленных
на улучшение состояния и динамики
психологического здоровья населения
Консультирование
населения по проблемам психологического
здоровья
Оценка
результативности программ профилактической
и психокоррекционной работы, направленных
на улучшение состояния и динамики
психологического здоровья населения
Подготовка
материалов о состоянии и динамике
психологического здоровья населения
и представление их в интернет-форумах
и СМИ
Учет
проведенных работ
Необходимые
умения
Организовывать
взаимодействие между специалистами
по проведению профилактической и
психокоррекционной работы
Анализировать
и обобщать данные о состоянии и динамике
психологического здоровья населения,
выявлять риски его нарушения
Выявлять
проблемы психологического здоровья
населения, требующие психокоррекционной
работы
Использовать
результаты мониторинга психологической
безопасности и комфортности среды
проживания для разработки программ
профилактической и психокоррекционной
работы
Подбирать
и разрабатывать инструментарий для
профилактической и психокоррекционной
работы, направленной на улучшение
состояния и динамики психологического
здоровья населения
Осуществлять
разные виды психологического
консультирования населения по вопросам
психологического здоровья
Разрабатывать
программы и проводить общественные
опросы по проблематике психологического
здоровья
Определять
источники необходимой информации,
осуществлять ее поиск и применять для
совершенствования деятельности в
области реализации профилактической
и психокоррекционной работы с населением
Вести
документацию и служебную переписку
Необходимые
знания
Социальная
психология, психология малых групп,
методы социальной психологии
Основы
профилактики асоциальных явлений в
обществе
Методы
и технологии управления современными
рисками
Методы
разработки программ профилактической
и психокоррекционной работы
Основы
составления индивидуальной программы
предоставления психологических услуг
Основы
прогнозирования и проектирования в
социальной психологии
Принципы,
методы, технологии мониторинга
социальных явлений
Документоведение
Другие
характеристики
—
IV.
Сведения об организациях –
разработчиках
профессионального
стандарта
|