УТВЕРЖДЕН
приказом
Министерства
труда
и социальной защиты Российской Федерации
от
«18» ноября 2013 г. №681н
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ
СТАНДАРТ
Специалист
по реабилитационной работе в социальной
сфере
11 |
Регистрационный |
-
Общие
сведения
Предоставление комплексной |
03.007 |
|||||
(наименование |
Код |
|||||
Основная |
||||||
Социальная
дети
трудоспособное пожилые |
||||||
Группа |
||||||
123 |
Руководители |
2445 |
Психологи |
|||
2340 |
Преподаватели |
2446 |
Специалисты |
|||
(код |
(наименование) |
(код |
(наименование) |
|||
Отнесение |
||||||
75.30 |
Деятельность |
|||||
(код |
(наименование |
|
|||||
|
|
||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
|
|
|
|||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
-
-
III.
Характеристика обобщенных трудовых
функций
|
||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|||||||
|
||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|||||||
|
|
|
|
|||||||||
|
||||||||||||
|
|
|||||||||||
|
||||||||||||
|
|
|||||||||||
|
|
|
|
||
|
|||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
|
|
||
|
|
||
|
|
||
|
|
-
-
-
3.1.1. Трудовая функция
-
Наименование
-
Социально-психологическая
и социально-педагогическая
реабилитация несовершеннолетних
клиентов -
-
Код
-
А/01.6
-
Уровень
(подуровень) квалификации
-
6
-
Происхождение
трудовой функции
-
Оригинал
-
Х
-
Заимствовано
из оригинала
-
Код
оригинала -
-
-
Регистрационный
номер профессионального стандарта -
-
-
Трудовые
действия
-
Диагностика и оценка
психосоциального
статуса, педагогической запущенности,
реабилитационного потенциала
несовершеннолетнего -
Выявление и оценка ресурсов
семьи, значимого для
реабилитанта окружения -
Составление прогноза
социально-психологической и
социально-педагогической реабилитации
несовершеннолетнего, согласование
его со специалистами реабилитационной
команды, при необходимости –
корректировка прогноза -
Разработка
социально-психологического раздела
индивидуального маршрута реабилитации
и согласование его с
руководителем подразделения
(организатором реабилитационного
случая), членами реабилитационной
команды, реабилитантом и его законными
представителями -
Доведение до сведения
реабилитанта и(или) его законных
представителей алгоритма и процедуры
реализации социально-психологического
и социально-педагогического разделов
индивидуального маршрута реабилитации,
получение письменного согласия
на ведение случая -
Консультирование
реабилитанта, его законных
представителей, специалистов
образовательных, социозащитных и
медицинских организаций по вопросам
социально-психологической
реабилитации несовершеннолетнего -
Разработка рекомендаций
и оказание помощи реабилитанту-инвалиду
в организации реабилитационной
среды, обустройстве
его жизненного пространства,
преодолении психологических барьеров
при использовании реабилитационного
оборудования; психологическая
адаптация к техническим средствам
реабилитации -
Консультирование семьи, формирование
группы психологической поддержки
для реабилитанта и членов его семьи,
в том числе с участием семей других
реабилитантов -
Выбор программы
социокультурной реабилитации,
реабилитационного досуга и обеспечение
реабилитанту доступа к этим программам -
Мониторинг и оценка
результатов социально-психологической
и социально-педагогической реабилитации -
Оценка степени риска
нарушений адаптации реабилитанта
и разработка рекомендаций по его
сопровождению после завершения
индивидуального маршрута реабилитации -
Отслеживание динамики
психосоциального статуса реабилитанта -
Документирование хода
социально-психологической и
социально-педагогической реабилитации
несовершеннолетнего и составление
отчета по их результатам для целей
аудита и передача их в соответствующие
инстанции
-
Необходимые умения
-
Анализировать
причины, ставшие основанием для
направления несовершеннолетнего
на реабилитацию
-
Определять
оптимальный перечень мероприятий
социально-психологической и
социально-педагогической реабилитации
и очередность их выполнения
-
Прогнозировать
результаты реабилитации на основании
оценки потребностей, личностных
ресурсов и рисков реабилитанта, его
жизненной ситуации
-
Подбирать
эффективные методы социально-психологической
и социально-педагогической реабилитации
несовершеннолетнего в соответствии
с его актуальным состоянием, уровнем
развития, возрастом, образованием,
социальным статусом
-
Определять
готовность реабилитанта к участию
в индивидуальных и групповых
программах реабилитации
-
Владеть
методами мобилизации личностных
ресурсов реабилитанта, его социальной
сети
-
Взаимодействовать
с членами реабилитационной команды,
социальной, медицинской и другими
службами по вопросам комплексной
реабилитации в интересах реабилитанта
-
Обучать
родителей (законных представителей),
педагогов образовательных организаций,
специалистов медицинских, социозащитных
учреждений методам психологической
поддержки, воспитания, восстановительного
обучения реабилитанта, при необходимости
консультировать по вопросам
обустройства реабилитационной среды
для реабилитанта-инвалида и оптимальным
способам адаптации к ней
-
Оценивать
результаты реабилитационных
мероприятий в соответствии с
возможностями самого реабилитанта,
его ближайшего окружения и средовых
ресурсов
-
Применять
методы и технологии психосоциального
тренинга, ведения групп психологической
поддержки, консультирования,
сопровождения и другие технологии
и методы социально-психологической
и социально-педагогической помощи
несовершеннолетним с учетом их
ментальных, поведенческих, сенсорных,
психомоторных и других особенностей
-
Протоколировать
ход обследования, оформлять заключения
по результатам индивидуального
маршрута реабилитации, готовить
отчеты, вести
соответствующую документацию
-
Развивать
и поддерживать обмен профессиональными
знаниями с другими специалистами
по комплексной реабилитации
-
Взаимодействовать
с членами реабилитационной команды,
социальной и медицинской службой и
другими организациями по вопросам
комплексной реабилитации в интересах
реабилитанта
-
Проявлять
позитивное отношение, терпимость,
выражать эмоциональную поддержку
реабилитанту, его законным
представителям
-
Необходимые
знания
-
Законодательство
по вопросам образования, опеки и
попечительства несовершеннолетних,
дополнительных гарантиях, социальной
поддержке детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей,
социального обслуживания детей-инвалидов
и другая нормативная правовая
документация в области оказания
психологической, педагогической,
реабилитационной помощи
несовершеннолетним, законодательство
в области защиты персональных данных
-
Назначение,
критерии отбора и способы использования
психодиагностических методик,
необходимых для обследований,
показания и противопоказания к их
использованию в соответствии с
состоянием здоровья, возрастом,
уровнем потенциального и актуального
развития, образования, культуры
несовершеннолетнего
-
Процедура
психодиагностики, организация и
осуществление индивидуального
маршрута реабилитации, мониторинг
и оценка результатов
социально-психологической и
социально-педагогической реабилитации
несовершеннолетних
-
Методы
и технологии социально-психологической
и социально-педагогической реабилитации
несовершеннолетних
-
Основы
практики эргономики, эрготерапии,
кинезиотерапии, использования
технических средств реабилитации
-
Основы
практики социокультурной,
психологической, медицинской
реабилитации
-
Методы
мобилизации личностных, семейных
ресурсов несовершеннолетнего,
ресурсов значимого для него окружения
-
Основные
методы и способы медиации, разрешения
конфликтных ситуаций
-
Технологии
мониторинга и оценки результатов
социально-психологической и
социально-педагогической реабилитации
-
Типы
документации и способы ее ведения,
классификация плановых документов,
процедура их согласования и принятия
-
Другие характеристики
-
Соблюдение
правил профессиональной этики и
деонтологии
-
-
-
3.1.2.
Трудовая функция
-
Наименование
-
Социально-психологическая
и трудовая реабилитация трудоспособных
клиентов
-
Код
-
А/02.6
-
Уровень
(подуровень) квалификации
-
6
-
Происхождение
трудовой функции
-
Оригинал
-
Х
-
Заимствовано
из оригинала
-
Код
оригинала
-
Регистрационный
номер -
профессионального
стандарта
-
Трудовые
действия
-
Диагностика
и оценка психосоциального,
социально-психологического,
трудового потенциала реабилитанта,
составление письменного заключения
по результатам диагностики
-
Профессиональная
диагностика реабилитанта
-
Выявление
и оценка ресурсов семьи, значимого
окружения реабилитанта
-
Составление
прогноза результатов
трудовой и социально-психологической
реабилитации,
согласование его со специалистами
реабилитационной команды, при
необходимости корректировка
-
Разработка
раздела трудовой и
социально-психологической реабилитации,
индивидуального
маршрута реабилитации,
программы профессиональной
реабилитации, согласование их с
руководителем подразделения
(организатором реабилитационного
случая) и членами реабилитационной
команды, реабилитантом, при
необходимости – с ближайшим окружением
реабилитанта
-
Доведение
до сведения и подробное описание
реабилитанту алгоритма и процедуры
реализации трудового
и социально-психологического разделов
индивидуального
маршрута его реабилитации, получение
письменного согласия
на ведение случая
-
Профессиональное
и психологическое консультирование
реабилитанта
-
Психологическая
поддержка реабилитанта в процессе
поиска работы и сохранения рабочего
места
-
Помощь
при необходимости реабилитанту-инвалиду
в организации реабилитационной
среды, обустройстве
его жизненного пространства,
преодолении психологических барьеров
при использовании реабилитационного
оборудования, психологической
адаптации к техническим средствам
реабилитации
-
Семейное
консультирование, формирование
группы психологической поддержки
для реабилитанта и членов его семьи,
в том числе с участием
семей других реабилитантов
-
Мониторинг трудовой и
социально-психологической реабилитации,
отслеживание реабилитационного
результата
-
Оценка степени риска нарушений
адаптации реабилитанта и разработка
рекомендаций по его социально-психологическому
сопровождению после завершения
индивидуального маршрута реабилитации
-
Необходимые умения
-
Владеть
методами профессионального
консультирования, направленного на
формирование адекватного
профессионального самоопределения,
разработку и реализацию личного
карьерного плана, коррекцию
неадекватных трудовых установок
реабилитанта
-
Владеть
методами семейного консультирования,
направленного на мобилизацию
поддерживающих ресурсов семьи
-
Владеть
методами диагностики и оценки
реабилитационного потенциала
клиента, навыками оценки его состояния
по данным врачебной медико-физиологической
оценки
-
Определять
готовность реабилитанта к участию
в индивидуальных
-
и
групповых программах реабилитации
-
Определять
приоритетность и очередность
выполнения реабилитационных
мероприятий
-
Оценивать
индивидуальный прогресс реабилитанта
-
Протоколировать
ход обследования, оформлять заключения
по результатам, готовить отчеты,
вести соответствующую
документацию
-
Развивать
и поддерживать обмен профессиональными
знаниями с другими специалистами
по комплексной реабилитации
-
Взаимодействовать
с членами реабилитационной команды,
социальной и медицинской службой и
другими организациями по вопросам
комплексной реабилитации в интересах
реабилитанта
-
Проявлять
позитивное отношение к гражданину,
терпимость, выражать эмоциональную
поддержку
-
Необходимые
знания
-
Законодательство в области
социальной защиты инвалидов,
социального обслуживания населения,
охраны здоровья граждан, национальные
стандарты в области предоставления
реабилитационных услуг инвалидам
и другие нормативно-правовые акты
в области трудового, гражданского
и семейного законодательства, защиты
персональных данных
-
Критерии оценки индивидуальной
нуждаемости гражданина в
социально-психологической и трудовой
реабилитации
-
Спрос и предложение рабочей
силы различных специальностей и
квалификации на региональном рынке
труда, процесс найма и практика
трудоустройства реабилитантов
-
Процедура
подачи жалоб, разрешение трудовых
споров в суде
-
Цели,
формы и методы трудовой экспертизы
-
Технические
средства реабилитации
-
Методы
профессиональной
диагностики,
профессионального
отбора и
подбора
-
Основы
теории и практики трудовой,
социально-психологической реабилитации
-
Методы
индивидуального и семейного
консультирования
-
Методы
и способы медиации, разрешения
конфликтных ситуаций
-
Техники
эффективной коммуникации с
реабилитантами, в т. ч. с особыми
потребностями здоровья (сенсорными,
психическими и -
другими
нарушениями)
-
Основы
практики эргономики, эрготерапии,
кинезиотерапии, -
использования
технических средств реабилитации
-
Технология
проведения мониторинга и оценка
результатов трудовой и
социально-психологической реабилитации
-
Типы
и объем документации и способы ее
заполнения (ведения), -
классификация
плановых документов, процедуры их
согласования и принятия
-
Другие характеристики
-
Соблюдение
правил профессиональной этики и
деонтологии
-
-
-
3.1.3. Трудовая функция
-
Наименование
-
Социальная и
трудовая реабилитация пожилых людей
с тяжелыми хроническими заболеваниями
-
Код
-
А/03.6
-
Уровень
(подуровень) квалификации
-
6
-
Происхождение
трудовой функции
-
Оригинал
-
Х
-
Заимствовано
из оригинала
-
Код
оригинала
-
Регистрационный
номер профессионального стандарта
-
Трудовые
действия
-
Диагностика
и оценка психосоциального,
социально-психологического,
трудового потенциала реабилитанта,
составление письменного заключения
по результатам диагностики
-
Выявление
и оценка ресурсов семьи,
значимого окружения реабилитанта
-
Оценка
возможности самостоятельного
проживания реабилитанта и получения
им реабилитационных услуг в домашних
условиях, определение факторов риска
-
Прогнозирование
результатов социальной
и трудовой реабилитации
клиента, согласование прогноза со
специалистами реабилитационной
команды, при необходимости корректировка
-
Разработка
социального и трудового
разделов индивидуального
маршрута реабилитации, согласование
их с руководителем подразделения
(организатором реабилитационного
случая) и членами реабилитационной
команды, реабилитантом, при
необходимости – с членами его
ближайшего окружения
-
Доведение
до сведения, подробное описание
реабилитанту алгоритма реализации
социального,
психологического и трудового раздела
индивидуального
маршрута реабилитации, получение
письменного согласия
на ведение случая
-
Разработка
совместно с реабилитантом его личного
профессионального плана, направленного
на определение оптимальной для него
профессиональной деятельности и
трудовой занятости, способов его
реализации (обучение, переобучение,
овладение новыми навыками и т. д.),
при необходимости коррекция
профессиональных притязаний
-
Формирование
у реабилитанта индивидуальных
механизмов психологической защиты,
психологической толерантности в
ситуации постоянно стрессирующего
воздействия болезни и (или) социальной
среды, повышение эмоциональной
стабильности, профилактика
деструктивного поведения, направленного
на самоизоляцию и одиночество
-
Помощь
в подборе технических средств
реабилитации, -
обустройстве
жизненного пространства
реабилитанта-инвалида, преодолении
психологических барьеров в
использовании реабилитационного
оборудования
-
Психологическое
консультирование реабилитанта
-
Семейное
консультирование, формирование
группы психологической поддержки
для реабилитанта и членов его семьи,
в том числе с участием семей других
реабилитантов
-
Включение
реабилитанта в программы творческой
и социокультурной реабилитации
-
Мониторинг
социальной и трудовой реабилитации
и отслеживание реабилитационного
результата
-
Документирование
хода социальной и трудовой реабилитации
и составление отчетов по ее результатам
для целей аудита
-
Необходимые умения
-
Подбирать
достоверные методы диагностики для
исследования отношения реабилитанта
к своему состоянию, трудовой занятости,
лечению, качеству жизни, характеру
и способам решения проблем, социальных
связей и отношений с семьей (близкими),
интересов, хобби и повседневных
занятий, мобильности, мотивации на
оптимальную независимость, самопомощь
и т. д.
-
Определять
готовность реабилитанта к реализации
программ социального и
профессионально-трудового раздела
индивидуального маршрута реабилитации,
участию в индивидуальных и групповых
программах реабилитации -
Взаимодействовать
с членами реабилитационной команды,
социальной, психологической и
медицинской и другими службами по
вопросам комплексной реабилитации
в интересах реабилитанта
-
Определять
приоритетность и очередность
выполнения -
реабилитационных
мероприятий
-
Мобилизовывать
личностные ресурсы реабилитанта,
направленные на поддержание его
социальных связей, интереса к
повседневным занятиям или определение
новых, требующих доступных усилий
и позитивного взаимодействия с
микросоциумом
-
Определять
совместно с реабилитантом его
жизненные стратегии
-
Проводить
консультирование реабилитанта,
направленное на самоосознание,
переосмысление собственной жизни,
самоопределение, поддержку его на
основных этапах приспособления к
мысли о смерти, снижение страха
смерти
-
Проводить
семейное консультирование, направленное
на коррекцию взаимоотношений с
реабилитантом, обучение членов семьи
оптимальным способам организации
его жизни, формированию продуктивных
стереотипов взаимодействия в семье
-
Проводить
профилактику синдрома эмоционального
выгорания у членов семьи, лиц,
осуществляющих уход, нивелировать
влияние синдрома на отношение к
реабилитанту
-
Протоколировать
ход обследования, оформлять заключения
по результатам, готовить отчеты,
вести соответствующую
документацию
-
Развивать
и поддерживать обмен профессиональными
знаниями с другими специалистами
по комплексной реабилитации
-
Взаимодействовать
с членами реабилитационной команды,
социальной и медицинской службой и
другими организациями по вопросам
комплексной реабилитации в интересах
реабилитанта
-
Проявлять
позитивное отношение к клиенту,
терпимость, выражать ему эмоциональную
поддержку
-
Необходимые
знания
-
Законодательство
в области социального обслуживания,
социальной защиты населения, граждан
пожилого возраста и инвалидов, охраны
здоровья граждан, национальные
стандарты в области предоставления
реабилитационных услуг гражданам
пожилого возраста и инвалидам и
другие регулирующие документы в
области трудового, гражданского и
семейного законодательства, защиты
персональных данных
-
Критерии
оценки индивидуальной нуждаемости
гражданина в реабилитационной помощи
-
Процесс
найма и практику трудоустройства
реабилитантов
-
Основы
теории и практики геронтологии,
геронтопсихологии
-
Основы
теории и практики трудовой,
социокультурной, психологической,
медицинской реабилитации пожилых
людей
-
Основы
теории и практики паллиативной
помощи
-
Реабилитационные
ресурсы территории проживания
клиента
-
Методы
индивидуального и семейного
консультирования
-
Технические
средства реабилитации
-
Методы
и способы медиации, разрешения
конфликтных ситуаций
-
Основы
практики эргономики, эрготерапии,
кинезиотерапии,
-
Технологии
проведения мониторинга и оценка
результатов социальной и трудовой
реабилитации
-
Технология организации
анализа и составления отчетов
-
Техники эффективной
коммуникации с реабилитантами, в
том числе с особыми потребностями
здоровья (сенсорными, психическими
и другими нарушениями)
-
Методы индивидуального
и семейного консультирования
-
Правила
профессиональной этики и деонтологии
-
Другие характеристики
-
Соблюдение
правил профессиональной этики и
деонтологии -
-
-
-
3.3. Обобщенная трудовая
функция-
Наименование
-
Организация
реабилитационной помощи уязвимым
категориям населения
-
Код
-
В
-
Уровень
квалификации
-
7
-
Происхождение
обобщенной трудовой функции
-
Оригинал
-
Х
-
Заимствовано
из оригинала
-
Код
оригинала
-
Регистрационный
номер профессионального стандарта
-
Возможные
наименования должностей
-
Руководитель
реабилитационного подразделения
-
Требования
к образованию и обучению
-
Высшее
образование, -
дополнительное
профессиональное образование по
специальным программам
-
Требования
к опыту практической работы
-
Стаж работы
в социальной сфере в качестве
специалиста по комплексной
реабилитации, врача, психолога,
педагога, специалиста по социальной
работе, руководителя подразделения
не менее 3 лет
-
Особые
условия допуска к работе
-
—
-
Дополнительные
характеристики
-
Наименование
документа
-
код
-
Наименование
базовой группы, должности (профессии)
или специальности
-
123
-
Руководители
функциональных и других подразделений
и служб
-
ОКСО
-
030302
-
Клиническая
психология, профиль профессиональной
деятельности – специалист по
реабилитационной работе в социальной
сфере
-
040100
-
Социология
социальной сферы, профиль
профессиональной деятельности –
специалист по реабилитационной
работе в социальной сфере
-
040400
-
Социальная
работа, профиль
профессиональной деятельности –
специалист по реабилитационной
работе в социальной сфере
-
050716
-
Специальная
психология, профиль профессиональной
деятельности – специалист по
реабилитационной работе в социальной
сфере
-
080200
-
Менеджмент,
профиль профессиональной деятельности
– специалист по реабилитационной
работе в социальной сфере
-
081100
-
Государственное
и муниципальное управление, профиль
профессиональной деятельности –
специалист по реабилитационной
работе в социальной сфере
-
220004
-
Социальная
структура, социальные институты и
процессы, профиль профессиональной
деятельности – специалист по
реабилитационной работе в социальной
сфере
-
050711
-
Социальная
педагогика, профиль профессиональной
деятельности – специалист по
реабилитационной работе в социальной
сфере
-
050700
-
Специальное
(дефектологическое) образование,
профиль профессиональной деятельности
– специалист по реабилитационной
работе в социальной сфере
-
3.3.1. Трудовая функция
-
Наименование
-
Организация
и управление реабилитационным
случаем
-
Код
-
В/01.7
-
Уровень
(подуровень) квалификации
-
7
-
Происхождение
трудовой функции
-
Оригинал
-
Х
-
Заимствовано
из оригинала
-
Код
оригинала
-
Регистрационный
номер профессионального стандарта
-
Трудовые
действия
-
Первичный
прием клиента, оценка его индивидуальной
нуждаемости в реабилитационных
услугах, подтверждение ее необходимости
-
Определение
оптимального состава реабилитационной
команды в соответствии с реабилитационным
случаем клиента, обеспечение ее
привлечения к работе в рамках
реабилитационного случая
-
Организация
и управление работой реабилитационной
команды по комплексной
квалификации реабилитационного
случая и
оценка результатов ее деятельности
-
Составление
комплексного индивидуального
маршрута реабилитации на основании
профильных индивидуальных маршрутов,
разработанных членами реабилитационной
команды
-
Определение
оптимального комплекса реабилитационных
услуг и их поставщиков
-
Подготовка
предложения для составления
оптимальной схемы финансового
обеспечения реабилитационного
случая, привлечения
при необходимости ресурсов профильных
организаций негосударственного
сектора,
согласование
схемы с соответствующими
инстанциями, организациями
обязательного государственного и
(или) негосударственного страхования,
при необходимости ее корректировка
-
Организация
обеспечения реабилитанта необходимым
оборудованием, техническими средствами
реабилитации
-
Контроль
хода, качества и объема предоставляемых
реабилитационных услуг их поставщиками
-
Организация
обеспечения доступа реабилитанта
к реабилитационным услугам
-
Оценка
соответствия уровня позитивных
(негативных) изменений в состоянии
здоровья и (или) жизненной ситуации
реабилитанта прогнозным показателям,
при необходимости корректировка -
индивидуального
маршрута реабилитации
-
Выяснение
удовлетворенности реабилитанта
и его ближайшего -
окружения
достигнутыми в ходе реализации
индивидуального
маршрута реабилитации результатами
-
Выявление
и разрешение спорных вопросов,
возникающих в ходе работы с
реабилитационным случаем
-
Организация
переоценки случая, реабилитационных
потребностей и возможностей
реабилитанта, если не удалось
достигнуть прогнозных показателей
индивидуального маршрута реабилитации
-
Рассмотрение
жалоб реабилитантов и поставщиков
реабилитационных услуг
-
Оценка
соответствия рекомендаций специалистов
-
реабилитационной
команды потребностям реабилитанта
для завершения реабилитационного
случая
-
Оценка
ресурсов различных служб территории
проживания клиента для организации
его сопровождения по завершении
реабилитационного случая, помощь
реабилитанту с выбором наиболее
продуктивных поставщиков услуг в
соответствии с индивидуальной
нуждаемостью
-
Организация
сопровождения и поддержки реабилитанта
по завершении реабилитационного
случая
-
Мониторинг
результатов реабилитации после
завершения
реабилитационного случая
-
Обобщение
отчетов специалистов реабилитационной
команды по квалификации реабилитационного
случая, реализации
индивидуального маршрута реабилитации,
документирование хода
и результатов реабилитации для целей
аудита
-
Планирование
деятельности по развитию реабилитационных
услуг в организации
-
Разработка
методических документов по внедрению
инновационных технологий и методов
оказания реабилитационной помощи
-
Необходимые умения
-
Получать информацию о гражданине,
его жизненном опыте, состоянии
здоровья, жизненной ситуации;
оценивать и учитывать уровень
достоверности и полноты собранной
информации в установленном
законодательством порядке
-
Выявлять провоцирующие факторы
(условия), которые могут оказать
влияние на ход и результаты
реабилитации, нивелировать реакции,
не отвечающие целям и задачам работы
с реабилитационным случаем
-
Привлекать, аккумулировать,
мобилизовывать ресурсы межведомственной
реабилитационной инфраструктуры
для решения задач реабилитационного
случая
-
Вести переговоры и согласовывать
главные цели, задачи, мероприятия
индивидуального маршрута реабилитации
со всеми его участниками, организовывать
продуктивное взаимодействие в
реабилитационной команде
-
Использовать различные методы
наблюдения
за состоянием здоровья реабилитанта,
изучения его жизненной ситуации
либо вести
наблюдение за использованием этих
методов специалистами реабилитационной
команды
-
Оценивать уровень
соответствия используемых методов
актуальному состоянию гражданина,
уровню его реагирования, -
развития (регресса), возраста,
образования, социального статуса
-
Осуществлять мероприятия,
соответствующие потребностям
здоровья реабилитанта, с соблюдением
мер физической, психологической,
социальной безопасности, обеспечивать
профилактику инфицирования,
психических травм и других травмирующих
обстоятельств
-
Собирать информацию о ходе
процесса реабилитации от всех
участников реабилитационного
процесса
-
Выяснять
мнение реабилитантов
о качестве и объеме
предоставляемых услуг
-
Проводить
рефлексию различных точек зрения
на изменения общего
состояния и жизненной ситуации
реабилитанта и соответствие этих
изменений реабилитационным целям
для достижения консенсуса между
участниками процесса реабилитации
и определения оптимальных решений
по дальнейшим необходимым действиям
-
Мотивировать реабилитанта
(законных представителей) на активное
участие в реабилитационном процессе,
вырабатывание собственной ответственной
позиции
-
Проявлять позитивное отношение
к реабилитанту, терпимость, выражать
ему эмоциональную поддержку
-
Обсуждать с реабилитантом и
значимыми членами его окружения
ограничения и ресурсы реабилитанта,
владеть способами мобилизации
ресурсов
-
Диагностировать уровни риска,
связанного с состоянием здоровья,
-
социальной и психологической
дезадаптацией гражданина
-
Владеть основными методами и
способами медиации и использовать
их для урегулирования отношений и
согласования индивидуального
маршрута реабилитации со всеми его
участниками
-
Получать и анализировать
информацию, полученную от реабилитанта
и поставщиков реабилитационных
услуг
-
Применять эффективные методы
контроля объема и качества
реабилитационных услуг
-
Использовать информационные
технологии для автоматизации
деятельности организаций, принимающих
участие в процессе реабилитации
-
Разрабатывать программы и
проекты, направленные на повышение
качества оказания реабилитационных
услуг
-
Оценивать
эффективность
деятельности поставщиков
реабилитационных услуг
-
Использовать
различные виды опросов населения и
экспертных опросов, направленных
на выявление качества и эффективности
предоставляемых реабилитационных
услуг
-
Готовить презентационные и
информационно-аналитические
материалы, справки о деятельности
по оказанию реабилитационной помощи
-
Разрабатывать проекты договоров
с поставщиками реабилитационных
услуг
-
Вести своевременные, точные,
полные и разборчивые отчеты
-
Необходимые
знания
-
Законодательство
по вопросам образования, опеки и
попечительства несовершеннолетних,
дополнительных гарантий, социальной
поддержки детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей,
социального обслуживания
детей-инвалидов, охраны здоровья
граждан, социального обслуживания,
социальной защиты граждан пожилого
возраста и инвалидов, национальные
стандарты в области предоставления
реабилитационных услуг уязвимым
категориям и другие регулирующие
документы в области трудового,
гражданского и семейного
законодательства, защиты персональных
данных
-
Основы теории и практики
различных видов экспертиз и процедуры
их прохождения: временной
нетрудоспособности, медико-социальной,
военно-врачебной, судебно-медицинской,
судебно-психиатрической,
судебно-психологической, профессиональной
пригодности и экспертизы связи
заболевания с профессией, генетической
экспертизы, качества медицинской
помощи и др.
-
Экономические, правовые,
организационные основы различных
видов обязательного государственного
и негосударственного страхования
и процедуры их оформления, возможности
использования для целей и задач
реабилитации
-
Критерии оценки индивидуальной
нуждаемости гражданина в реабилитационной
помощи
-
Социальное,
эмоциональное и психологическое
влияние нарушений развития,
приобретенных дефектов, инвалидности,
последствий ранней депривации и
психологической травматизации на
личность
-
Ресурсы
реабилитационной инфраструктуры
различного уровня (территории
проживания реабилитанта, региональные,
федеральные)
-
Технология
организации реабилитационной
команды, методы продуктивного
командного взаимодействия
-
Способы
проверки достоверности результатов
исследований
-
Техники эффективной
коммуникации с реабилитантами с
особыми потребностями здоровья
(сенсорными, психическими и др.
нарушениями)
-
Техники
эффективного ведения переговоров
и разрешения конфликтных ситуаций
с реабилитантами,
членами их семьей,
лицами, осуществляющими
уход, специалистами различных служб
и организаций, представителями
исполнительной, законодательной и
судебной власти
-
Способы
мотивации реабилитанта на эффективное
взаимодействие со специалистами и
принятие ответственности за ход и
результаты реабилитации
-
Способы
мобилизации мотивационной сферы
реабилитанта, позволяющие ему сделать
выбор здорового образа жизни,
социально приемлемого поведения
-
Основные
методы консультирования
различных категорий реабилитантов
-
Способы
изучения изменяющихся потребностей
реабилитантов, получения и интерпретации
оценки
результатов реабилитации
-
Способы
эффективного общения в среде разного
социального статуса, уровня развития,
агрессивности
-
Типы
и объем документации, необходимой
для работы с
-
реабилитационным
случаем
-
Технологии
социального проектирования,
моделирования и прогнозирования
-
Методы
и технологии управления социальными
рисками
-
Основы
делопроизводства и документооборота
-
Другие характеристики
-
Правила
профессиональной этики и деонтологии
-
3.3.2. Трудовая функция
-
Наименование
-
Консультирование
специалистов учреждений социальной
сферы
-
Код
-
В/02.7
-
Уровень
(подуровень) квалификации
-
7
-
Происхождение
трудовой функции
-
Оригинал
-
Х
-
Заимствовано
из оригинала
-
Код
оригинала
-
Регистрационный
номер профессионального стандарта
-
Трудовые
действия
-
Проведение
обучающих тренингов для специалистов
учреждений социальной сферы по
вопросам ведения реабилитационных
случаев, эффективной организации
труда
-
Консультирование
и супервизия деятельности специалистов
учреждений социальной сферы,
профессиональная поддержка членов
реабилитационных команд, участвующих
в реализации индивидуального маршрута
реабилитации
-
Ведение
соответствующей документации
-
Необходимые умения
-
Владеть
основными методами супервизии,
выстраивать модели ее организации
и проведения в соответствии с
изменяющимися потребностями
специалистов и применять на практике
принципы, методы и приемы эффективной
супервизии
-
Наблюдать и оценивать
эффективность деятельности
специалиста, правильность выполнения
процедур и методов в соответствии
с принятыми (действующими) стандартами,
регламентами и организационными
требованиями
-
Определять уровень
квалификации специалиста, уровень
владения им практическими навыками,
оценивать качество его знаний
-
Отбирать соответствующий
инструментарий, средства и методы
оценки и контроля качества и
безопасности оказания реабилитационных
услуг
-
Применять на практике методы
обучения взрослых, коучинга, повышения
эффективности командного взаимодействия,
профилактики профессионального
выгорания и т. д.
-
Предоставлять специалисту
точную, доступную и понятную
информацию, способствующую повышению
уровня его квалификации и качества
реабилитационной помощи
-
Выделять в работе специалистов
малопродуктивные области
профессиональной деятельности,
аккумулировать усилия специалистов
по их совершенствованию
-
Повышать
квалификацию
-
Необходимые
знания
-
Законодательство
по вопросам образования, опеки и
попечительства несовершеннолетних,
дополнительных гарантий,
социальной поддержки детей-сирот и
детей, оставшихся без попечения
родителей, социального обслуживания
детей-инвалидов, охраны здоровья
граждан, социального обслуживания,
социальной защиты граждан пожилого
возраста и инвалидов, национальные
стандарты в области предоставления
реабилитационных услуг уязвимым
категориям и другие регулирующие
документы в области трудового,
гражданского и семейного
законодательства, защиты персональных
данных
и иные нормативные правовые документы
в области оказания медицинской
помощи, различных видов страхования,
соответствующие регламенты, протоколы
и другая нормативная правовая
документация в области организации
реабилитационной помощи населению
-
Руководящие принципы,
приоритеты социальной политики,
которые оказывают влияние на ведение
реабилитационной практики
-
Требования
к документообороту в области
управления персоналом, межведомственного
взаимодействия, оказания услуг в
социальной сфере
-
Принципы,
методы, виды, процедуры и эффективные
практики супервизии в психологии,
социальной работе, администрировании
и смежных областях
-
Современные
стандартные требования к отчетности,
периодичности, качеству и условиям
оказания реабилитационных услуг в
психологии, социальной работе,
медицине и смежных областях
-
Методы
управления рисками (стратегии
сведения риска к минимуму или
устранения потенциальных рисков) и
способы обеспечения безопасности
реабилитантов и специалистов в
процессе оказания услуг
-
Методы,
способы и эффективные практики
оценки знаний, умений и ценностного
отношения к своей работе специалистов
социальной сферы
-
Методологические
подходы, методики и эффективные
практики обучения взрослых,
индивидуального наставничества,
повышения эффективности командного
взаимодействия, профилактики
профессионального выгорания и т.д.
-
Требования
к конфиденциальности информации,
хранению и оперированию персональными
личными данными
-
Основные принципы,
типы, стратегии и тактические приемы
ведения переговоров
-
Способы
поиска профессиональной поддержки
и информационных ресурсов в случае,
если ситуация выходит за рамки
профессиональной компетенции
-
Требования
к документообороту в области
управления персоналом, межведомственного
взаимодействия, оказания услуг в
социальной сфере
-
Другие характеристики
-
Правила
профессиональной этики и деонтологии
-
-
-
IV. Сведения
об организациях – разработчиках
профессионального стандарта
-
Ответственная организация-разработчик
-
ГБОУ
ВПО города Москвы «Московский
городской психолого-педагогический
университет», город Москва
-
Ректор
Виталий Владимирович Рубцов
-
Наименования
организаций-разработчиков
-
ГБОУ
ВПО
«Омская государственная медицинская
академия», город Омск
-
ГБОУ
Владимирской области «Центр
усыновления и опеки»
-
ГБО
Учебно-методический центр «Детство»
по проблемам опеки,
попечительства и социально-педагогической
реабилитации детей и подростков
департамента социальной защиты
населения города Москвы
-
МОУ
Центр психолого-медико-социального
сопровождения «Содействие», Московская
область
-
Департамент
социальной защиты населения опеки
и попечительства Костромской области
-
ФГБУ
«Научно-исследовательский институт
эпидемиологии и микробиологии имени
почетного академика Н. Ф. Гамалеи»,
город Москва
-
Центр
сопровождения замещающих семей ГОУ
ВПО «Московский государственный
областной социально-гуманитарный
институт»
Московская область
-
ГБУ
кризисный центр для женщин «Надежда»,
город Москва
-
ГКУЗ
Пермского края «Пермский краевой
центр по профилактике и борьбе с
СПИД и инфекционными заболеваниями»,
город Пермь
-
ГУ
«Тверской областной центр социальной
помощи семье и детям»
-
ГАУЗ
«Городская клиническая больница
им. Н. И. Пирогова», город
Оренбурга
-
ГБУВУ
«Социальный приют для детей и
подростков»
-
НИИ
акушерства и педиатрии, город
Ростов-на-Дону
-
ГБОУ
«Краевой психологический центр»
департамента социальной защиты
населения Ставропольского края
-
ГБОУ
ВПО «Южно-Уральский государственный
медицинский университет», город
Челябинск
-
Управление
социальной защиты населения района
Хамовники города Москвы
-
Агентство
Республики Коми по социальному
развитию, город Сыктывкар
-
ПСУ
СРЦ «Красносельский» ЦАО Москвы
-
Учреждение
Российской академии наук Институт
экологии и генетики микроорганизмов
Уральского отделения РАН, город
Пермь
-
ГБОУ
ВПО «Оренбургская государственная
медицинская академия», город Оренбург
-
ФГБУ
«Ивановский научно-исследовательский
институт материнства и детства имени
В. Н. Городкова», город Иваново
-
Учреждение
Российской академии наук Институт
иммунологии и физиологии Уральское
отделение, город Екатеринбург
-
ФГБУ
«Новосибирский научно-исследовательский
институт травматологии и ортопедии
им. Я. Л. Цивьяна», город Новосибирск
-
ФГБОУ
ВПО «Нижегородский государственный
университет им. Н. И. Лобачевского»,
город Нижний Новгород
-
ГБУЗ
«Городская поликлиника № 22» (Москва)
-
АНО
«Центр Новых Медицинских Технологий
в Академгородке», город Новосибирск
-
ГБУЗ
Нижегородской области «Лысковская
центральная районная больница»,
город
Лысково
-
ФГАОУ
ВПО «Балтийский федеральный
университет имени Иммануила Канта»,
город Калининград
-
Детская
городская клиническая больница №
9 им. Г.Н. Сперанского, город Москва
-
ООО
МЭДИС, город Москва
-
ГБОУ
ДПО «Новокузнецкий государственный
институт усовершенствования врачей»,
город Новокузнецк
-
Детские
медицинские клиники «Тонус КРОХА»,
город Нижний Новгород
-
ММЛПУ
«Городская Поликлиника № 8», город
Тюмень
-
МБЛПУ
«Зональный перинатальный центр»,
город Новокузнецк
-
ГБУЗ
«Детская поликлиника № 32», город
Москва
-
ФГНУ
«Институт семьи и воспитания», город
Москва
-
Центр
по развитию семейных форм устройства
детей-сирот и детей, оставшихся без
попечения родителей ТОГБУ «Мы ради
будущего», город
Тамбов
-
ГКОУ
КО «Центр содействия семейному
устройству и сопровождения», город
Калуга
-
ГКУ
РС «Центр развития семейного
устройства и социализации детей-сирот
и детей, оставшихся без попечения
родителей», Республика Саха (Якутия)
-
Министерство
образования Хабаровского края, город
Хабаровск
-
РОО
содействия развитию социальной
инициативы «Общество детям», город
Москва
-
ГБОУ
«Краевой психологический центр»,
город Ставрополь
-
Отдел
опеки и попечительства по Ступинскому
району Московской области
-
Отдел
опеки и попечительства администрации
МО «Вельский муниципальный район»,
город Вельск
-
ГКУ
«Камешковский детский дом» город
Камешково, Владимирская область
-
ГКОУ
«Детский дом № 1», город Кострома
-
Департамент
образования Кировской области, город
Киров
-
ГБУ
«СРЦ для несовершеннолетних
«Хорошево-Мневники», город Москва
-
ФГБОУ ВПО «Волгоградский
государственный социально-педагогический
университет», город Волгоград
-
НОУ ВПО «Столичная
финансово-гуманитарная академия»,
город Москва
-
Институт труда и социального
страхования ФГБОУ ВПО «Российская
академия народного хозяйства и
государственной службы при Президенте
Российской Федерации», город Москва
-
ГОУ ВПО «Московский
государственный областной университет»,
город Москва
-
НОУ ВПО «Московский
психолого-социальный университет»,
город Москва
-
Одинцовское зональное
объединение Областного центра
сопровождения замещающих семей
Московской области
ГОУ ВПО «Московский государственный
областной социально-гуманитарный
институт»
-
Администрация
муниципального округа Орехово-Борисово
Северное, город Москва
-
Социально-реабилитационный
центр для несовершеннолетних ВАО,
город Москва
-
Отдел
опеки и попечительства Министерства
образования Московской области по
Коломенскому муниципальному району,
город Коломна
-
Управление
опеки и попечительства Министерства
образования по Воскресенскому
муниципальному району, город
Воскресенск
-
ГБОУ
Владимирской области «Центр
усыновления и опеки», город Владимир
-
Благотворительный
фонд «Надежда», город Владимир
-
Отдел
охраны прав несовершеннолетних
комитет по образованию администрации,
город Мурманск
-
ГБОУ
«Детский дом № 59», город Москва
-
Администрация
муниципального округа Западное
Дегунино, город Москва
-
ГКУ
«Детский дом-интернат для умственно
отсталых детей № 21» департамента
социальной защиты населения, город
Москва
-
Министерство
образования Оренбургской области,
город Оренбург
-
ГБОУ
города Москвы Центр
психолого-медико-социального
сопровождения, город Москва
-
ФГБУ
«Нижегородский НИИ детской
гастроэнтерологии», город Нижний
Новгород
-
ФГУП
«Государственный научно-исследовательский
институт особо чистых биопрепаратов»,
город Санкт-Петербург
-
ГБУЗ
«Городская детская клиническая
больница № 13 им. Н. Ф. Филатова», город
Москва
-
ФГБУ
«НИИ клинической иммунологии» СО
РАМН, город Новосибирск
-
ФГБУ
«НИИ молекулярной биологии и
биофизики» СО РАМН, город Новосибирск
-
Нижегородский
институт управления – филиал ФГБОУ
ВПО «Российская академия народного
хозяйства и государственной службы
при Президенте Российской Федерации»,
город Нижний Новгород
-
ЗАО
«Сандоз», город Москва
-
БУЗ
Воронежской области «Воронежский
областной центр по профилактике и
борьбе со СПИД и инфекционными
заболеваниями», город Воронеж
-
ГБУЗ
Нижегородской области «Детская
городская клиническая больница №1»,
город Нижний Новгород
-
ГУЗ
«Областной центр по профилактике и
борьбе со СПИД и инфекционными
заболеваниями», Ульяновск
-
Норд-вест
Хелль
-
ГБОУ
ВПО «Тверская государственная
медицинская академия», город Тверь
-
МОУ
«Удельнинский специальный
(коррекционный) детский дом для
детей-сирот и детей, оставшихся без
попечения родителей», город Раменское
-
МЛПУ
«Городская клиническая больница №
39», город Нижний Новгород
-
Ступинское
зональное объединение Областного
центра сопровождения замещающих
семей Московской области
ГОУ ВПО «Московский государственный
областной социально-гуманитарный
институт»
-
ГБУ
Владимирской области «Центр
усыновления и опеки», город Владимир
-
ГБУ
города Москвы «Центр содействия
семейному воспитанию «Наш дом»,
город Москва
-
МОУ
«Центр психолого-медико-социального
сопровождения «Доверие», город
Ярославль
-
ГБОУ
для детей-сирот -
и
детей, оставшихся без попечения
родителей -
«Салтыковский
детский дом», город Железнодорожный
-
ГБОУ
ВПО «Нижегородская государственная
медицинская академия», город Нижний
Новгород
-
-
1
Общероссийский классификатор занятий.
2
Общероссийский классификатор видов
экономической деятельности.3
Единый
квалификационный справочник должностей
руководителей, специалистов и служащих.
4
Общероссийский
классификатор специальностей по
образованию.